Предисловие книги:
Самоубийство с древнейших времен до наших дней: Исторический очерк философских воззрений и законодательств о самоубийстве / Булацель П.Ф. – 2-е изд. – С.-Пб.: Паровая типо-лит. (бар. Криденер), 1900. – 217 с. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
Едва ли о каком-нибудь другом предмете говорилось и писалось так много, как о самоубийстве. Если бы собрать все сочинения, появившиеся в печати в Западной Европе, и посвященные изучению этого вопроса, то составилась бы огромная и весьма интересная библиотека.
Многие из этих сочинений, как например, Бриерра де Буамона «Du suicide et de la folie suicide» выдержали по несколько изданий и при всем том, вопрос о самоубийстве не делается избитым, исчерпанным… Напротив того, интерес к изучению этого грустного явления человеческого общества растет по мере того, как увеличивается наклонность к самоубийству. Данные статистики свидетельствуют, что количество самоубийств в нынешнем веке возрастает почти повсеместно с неимоверною быстротою. Чем же объяснить такой рост? Можно ли бороться с этим злом? Можно ли установить особенности современного общественного строя, наиболее гибельно влияющие на наклонность к самовольному лишению себя жизни? Как смотрели на самоубийство законодатели и мыслители у различных народов? Вот вопросы, которые занимают каждого, кто приступает к исследованию этого грустного явления в истории человечества. Медицина, физиология, религия, философия, история, статистика и законоведение дают нам громадный материал для изучения вопроса о самоубийстве. Но скромный афоризм Теренция «nullum est jam dictum quod non sit dictum prius», выставленный нами в начале этого сочинения, свидетельствует, что, предпринимая издание этого нашего исследования о самовольной смерти, мы были далеки от слишком смелого желания произнести последнее слово науки по такому сложному и важному предмету, как вопрос о самоубийстве. И при всем том мы не можем не отметить того факта, что наша русская литература очень бедна сочинениями на эту тему в сравнении с литературой Западной Европы.
Нисколько не заблуждаясь относительно недостатков и неполноты настоящего нашего труда, мы все-таки утешаем себя сознанием, что до сих пор в русской литературе еще не существовало исторического исследования о самоубийстве с точки зрения философии и законоведения. Вот почему. Предлагая на суд читателя этот первый опыт истории самоубийства, мы постарались расширить круг наших читателей и для этого вместо сжатого исторического очерка законодательств, представляющего интерес только для юристов, мы внесли в это сочинение о смерти более живой элемент, достойный внимания даже интересующихся юриспруденциею читательниц.
Мы приводим не только законы, статьи, декреты и указы, каравшие несчастных самоубийц, мы не только излагаем взгляды философов, как осуждавших, так и одобрявших самоубийство, но мы на каждом шагу стараемся, описывая выдающиеся случаи исторических самоубийств, по возможности, воскресить жизнь умерших поколений с ее достоинствами и пороками, страданиями и слабостями, героическими подвигами и заблуждениями, с борьбою между самыми разнообразными чувствами, управляющими человеческими поступками, с ее стремлениями к славе, к правде, к вечному блаженству, с ее мучениями оскорбленного самолюбия, отвергнутой любви, непризнанного таланта, утраченной свободы…
В 1882 году в Петербурге вышел в свет опыт статистического исследования Лихачева о самоубийстве в Западной Европе и в Европейской России. В этом чрезвычайно интересном труде автор говорит о современном состоянии самоубийства, изучая его с точки зрения нравственной статистики. История же законодательств и религиозных воззрений на самоубийство совсем не вошла в содержание этой книги. Еще раньше, а именно в 1859 году, в Петербурге было издано сочинение автора врача Ольхина «о самоубийстве в медицинском отношении». Это сочинение, как показывает само заглавие, посвящено изучению интересующего нас вопроса. Как явления психического организма, рассматриваемого с точки зрения медицины. В начале книги Ольхина имеется исторический очерк самоубийства, впрочем, чрезвычайно краткий, всего на 32 страницах. Более обстоятельное изложение выдающихся случаев самоубийств всех эпох можно найти в сочинении гр. Дзедушицкого «Самоубийство». Сочинение это в переводе на русский язык издано в Киеве в 1878 году. В нем скомпилированы так же философские и религиозные суждения за и против самоубийства, изложенные в хронологическом порядке. К сожалению. В этом сочинении совсем не упоминается о России и о древних обывателях северной Европы.
Несколько устарелое, но довольно обстоятельное исследование о самоубийстве в России принадлежит Веселовскому (журнал Министерства внутренних Дел 1847 год книга V). Затем можно еще упомянуть об отдельных небольших монографиях, рассматривающих, впрочем, самоубийство слишком односторонне, каковы статья Пономарева о самоубийстве в III томе сборника сочинений по судебной медицине издания 1880 года; незначительная брошюрка 1889 года профессора Казанского университета Гвоздева о самоубийстве с социальной и медицинской точки зрения; монография И.А. Невзорова «О самоубийстве», заключающая в себе очень добросовестное исследование о самоубийстве с точки зрения религии и нравственности. Всеми этими источниками мы пользовались, поскольку в них мы могли найти материалы, относящиеся к намеченной нами задаче изложить историю законодательств и религиозных воззрений на самоубийство. Само собою разумеется, что эти источники оказались слишком скудными, так что пришлось обратиться к сочинениям Германских и Французских писателей. У Ингофера в его сочинении «Der Selbstmord» издания 1886 года в Аугсбурге, весьма подробно изложены различные философские воззрения о самоубийстве с нравственной и религиозной точек зрения. Суждения преподобного Августина, Доне, Робека и Юма цитируются нами по Ингефееру. В сочинении доктора Лизле «Du suicide - statistique, medicine, nistorire et legislation» очень подробно изложено законодательство о самоубийстве в Индии, в Греции, Риме и во Франции, но о других странах Lisle почти совсем не упоминает. В сочинении Legoit «Le suicide ancient et moderne» мы заимствовали многие сведения о выдающихся случаях самоубийств у различных народов. Кроме того, мы пользовались в подлинниках сочинениями Бриерра де Буамона «Du suicide et de la folie suicide»; Desetangs «Suicide politique en France»; Oettingen: «Ueber akuten und chronischen Selbstmord», Руссо, Вольтера, Г-жи Сталь, Паскаля, Луи-Бертрана «Traite du suicide considere dans ses rapports aves la philosophie, la theologie, la medicine et la jurisprudence» изд. 1857 г.; Гете, Шопенгауера, Пахмана, Таганцева, Кистяковского и др., ссылки на которых сделаны в своем месте.
Мы хотели дать читателям доказательство того, что самоубийство, - это зло, уносящее в Европе с каждым годом все больше и больше жертв, явление столь же старое, как и мир. С тех пор, как существуют люди, существует и самовольная смерть. «Связь современной цивилизации с распространением самоубийств остается недоказанной и не выясненной». История свидетельствует нам, что рядом с немногими атеистами, решившимися на самоубийство и с многочисленными недостойными людьми, избегавшими правосудия посредством самоубийства, от собственной руки погибло так же великое множество выдающихся людей, умевших любить и надеяться, веровавших в загробную жизнь, отличавшихся гениальным умом, талантами и добродетелями.
Громадное количество исторических фактов, собранных в нашем исследовании о самовольной смерти, служит доказательством того, что самоубийства совершаются большей частью в здравом рассудке и только в исключительных случаях под влиянием умопомешательства. В этом отношении почти на нашей стороне стоят такие авторитеты, как доктор Lisle, Debregne и Desetangs. Большинство же писателей придерживается мнения Brierre de Boismont и Legoyt, что большая часть самоубийц лишает себя жизни в состоянии душевного аффекта, и что только очень немногие самоубийцы вполне спокойно и сознательно действуют в то время, когда прерывают нить своей жизни. Но есть и такие писатели, которые подобно доктору Falret в его сочинении «De I’hypochondrie et du suicide» Paris 1822 рассматривают самоубийство только с медицинской точки зрения и не признают, чтобы нормальный человек мог самовольно окончить свою жизнь. Мы не сочли бы нужным упомянуть о незначительной брошюрке профессора Гвоздева, если бы в ней он не высказал крайне несправедливого суждения, что все самоубийцы, без исключения, всегда были люди умопомешанные и что самоубийство иначе нельзя назвать, как проявлением умственной деятельности, достигшей последних границ своей нормальности. Если бы профессор Гвоздев был прав, то пришлось бы считать умопомешанными: погибшего от самоубийства Ганнибала, про которого знаменитый немецкий историк Моммзен сказал, что он был гениальнейшим полководцем и государственным мужем древнего мира; царя Митридата Понтейского, перед которым дрожали даже Римляне; Демосфена, Фемистокла, уму и талантам которых мы удивляемся до сих пор.
Неужели же Римский Император Отон был умалишенный, когда за минуту до своего самоубийства давал свой знаменитый ответ воинам, уговаривавшим его вести их в битву против Виттелия? Разве все эти мыслители и ученые прошедших веков Аристипп, Зенон, Кокций-Нерва, Марк Аврелий, Доне, Робек, Монтескье, Руссо, Гольбах, одобрявшие самоубийство и даже санкционировавшие его своим примером, были сумасшедшими? А знаменитый химик и астроном, живший в XV веке по Рождеству Христову, Иероним Кардан, уморивший себя голодом, с одинаковым успехом может быть причислен к сумасшедшим, как и к гениальным людям, потому что ум его и обширные научные познания удивляли современников. А Граф Saint-Simon , творец социальной системы, выстреливший себе в глаз из пистолета и спасенный от смерти усилиями медиков, доказал, что самоубийство иногда совершается не только при полном рассудке, но и с поразительным хладнокровием. Сердце у Saint-Simon билось ровно, и даже пульс, по свидетельству доктора, не был у него ускорен, хотя он истекал кровью, после только что совершенного покушения на самоубийство. После этого Saint-Simon продолжал свои прежние ученые занятия и написал свое замечательное сочинение о социологии: против его теорий, правда, можно возразить весьма многое, можно даже порицать их, но, во всяком случае, труды Saint-Simon’а свидетельствуют о необычной силе и ясности его ума.
Само собою, разумеется, что Фридрих Великий не был сумасшедшим, и что умственная его деятельность не доходила до крайних пределов ненормальности, хотя мысль о самоубийстве никогда не покидала этого великого монарха и он постоянно носил с собою склянку с ядом.
Начав наш исторический обзор законодательств и философских воззрений о самоубийстве с самых отдаленных времен человеческой истории, мы заканчиваем его девятнадцатым веком, причем считаем нужным оговориться, что подобные статистические выводы о современном состоянии самоубийства в Европе не входят в предмет настоящего исследования, так же точно, как описывая выдающиеся исторические случаи самоубийства, мы почти совсем не касаемся последней четверти XIX века, так как судить о причинах смерти, характере и достоинствах даже таких выдающихся лиц, как французского генерала Буланже, застрелившегося в 1891 году на могиле госпожи Бонемэн, в настоящее время нам возможно лишь по газетным сведениям, а эти сведения далеко не всегда достоверны.