Предисловие книги:
Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году: Речь Гладстона, ст.: Ролен-Жекмена, Мак-коля, Грина, Диллона, Диева и др. / Предисл.: Л.А. Камаровский, проф. гр. – 2-е изд. – М.: Тип. "Рассвет", 1896. – 477 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое сочинение целью своею имеет ознакомить нашу публику возможно всесторонне и беспристрастно с положением и со страданиями злополучных армян под игом турок. Помещаемые статьи принадлежат авторам различных национальностей: только одна из них написана собственно англичанином (священником Макколь), другие же принадлежат бельгийцу (Ролен-Жекмен), американцу (Грин), ирландцу (Диллон, бывшему профессору Харьковского университета), и с различных точек зрения изучают и освещают эти авторы свою проблему, но читатель выносит из их работ дельное, живое и глубоко потрясающее впечатление. Это результат не только теплого отношения упомянутых авторов к предмету, стоящему такого к себе отношения, это столько же плод правдивости всего их рассказа. Авторы помещаемых статей либо сами в местах хорошо изучили то, о чем они пишут с такой болью в сердце, либо почерпнули свои сведения от лиц, достойных полного доверия. В этом отношении не следует забывать, что донесения, наприм., английских консулов, на которые делаются ссылки, относятся ко времени первого министерства Салисбюри и до такой степени они мало отвечали тогдашней его туркофильской политике, что даже не были тогда оглашены. Не менее любопытны в статье Грина письма американцев, проживающих в восточной Турции и достоверность которых засвидетельствована различными серьезными свидетелями. Ролен-Жекмен с обычным ему талантом освещает армянский вопрос с точки зрения трактатов, фактов и политики.
Принимая все это в соображение, нельзя согласиться с теми, которые видят в этом вопросе лишь продукт революционного армянско-английского комитета, пребывающего в Лондоне, или средство, искусственно раздуваемое английской дипломатией в видах внесения смуты в восточные дела, чтобы специально повредить России. Армянский вопрос, как все вообще подобные вопросы об участии христиан в Турции, периодически возвращается на сцену и будет волновать общественное мнение и совесть Европы до тех пор, пока она, к стыду своему, будет терпеть бесконтроль турецкий над ними режим, этот символом насилия и лжи всякого рода. На этот счет согласны все серьезные и беспристрастные люди. «Сколько раз, - говорит один спокойный французский наблюдатель перед лицом Европы совершающихся ныне событий в Турции, - Порта обязывалась исправить старые злоупотребления, провести в своем управлении реформы и обращаться справедливее со своими христианскими подданными. Сколько раз, с другой стороны, Европа брала на себя обязательство перед человечеством наблюдать за выполнением этих обещаний. Но что же вышло из всего этого? Столь неоднократно обещанные улучшения существовали лишь на бумаге, а в действительности никакой не произошло перемены в положении христианства в Турции и они все еще становятся жертвами тех притеснений, которые так справедливо вызывают к ним сочувствие всего цивилизованного мира. Винить ли в этом исключительно одну Порту и считать ее правительство абсолютно неспособным к миссии, которую она на себя берет? Такой упрек нам кажется пристрастным и поспешным, ибо ответственность за все это падет в значительной степени на долю и Европы. Великие державы. Всегда готовые требовать от султана самые формальные обещания, позаботились ли когда-нибудь устроить надзор за их применением и, чтобы принести хотя один пример, правительства, подписавшие Берлинский договор, требовали ли они после того от султана периодических сообщений о предложенных им в Армении реформах, как это категорически выражено в ст. 61 этого договора? Самое положение вещей решительно требует непрерывного контроля великих держав над армянскими делами. Мало пользы от того, если в известные критические моменты они вступятся, потом снова отдадут эти несчастные населения на произвол их притеснителей. Необходимо, чтобы комиссия, постоянная и довольно многочисленная (для собирания всех нужных сведений), беспрерывно наблюдала за выполнением договоров, касающихся этой страны. Турция, конечно, тому воспротивится и сошлется на принцип независимости, но таковой не освобождает ни одно государство от необходимости держать свое слово. Во избежание же потворства чьим-либо односторонним, эгоистическим стремлениям, необходимо, чтобы все великие державы приняли равное участие в этом деле человеколюбия». Такова самая скромная форма решения этого вопроса, но все-таки до известной степени способная предотвратить в будущем новые и худшие перевороты и насилия.
Во враждебной к армянам печати нередко делаются указания на то, что они сами повинны в противозаконных действиях: в неуплате податей, в оказании вооруженного сопротивления властям, в нападении даже на своих соседей. Оставляя в стороне фактическую верность того или иного подобного утверждения, заметим однако, что делать населению, обреченному на рабство и невежество и подвергающемуся, как это теперь удостоверено, со стороны своего правительства периодическим избиениям и разорению? В Армении не повторилось ли недавно то же, что мы ранее на всем протяжении нашего столетия видели по отношению к грекам, христианам на Ливане, болгарам и т.д. и т.п.? Горько и стыдно, но приходится сознаться, что, быть может, защита Европы, как она доселе практиковалась, оказалась для христиан Турции не добром, а злом в тех отношениях, что усилила ожесточение против них мусульман и открыла последним глаза на частую, к сожалению, призрачность протеста Европы против всех их гнусностей. Мы не дипломаты; но часто нам приходит на мысль, что факт существования Турции - сплошной позор для христианских народов, и если б они решились как следует сговориться между собой, став на почву нравственности, права и человеколюбия, смогли бы быстро, без особых потрясений, положить конец этой державе, являющей из себя среди них один анахронизм и вопиющую общественную неправду.
Наше отечество всегда оказывало покровительство угнетенным христианам на Востоке. Владея главным религиозным центром армян и соприкасаясь своими землями с турецкой частью Армении, оно силою вещей не может оставаться равнодушным зрителем совершающихся там событий. Оно и сказало недавно свое мощное слово в пользу притесняемых там христиан совместно с Англией и Францией. Но это не конец, как думают некоторые, армянского вопроса, а лишь первый шаг к некоторому его упорядочению. Статья 61 Берлинского договора должна получить полное на практике осуществление, и мы только желаем, чтобы политические счеты, которые имеет Россия с Англией, не помешали ее светлой освободительной миссии на Востоке, одному из великих заветов ее истории.
Гр. Л. Камаровский