По части критики источников «Истории Армении» Моисея Хоренского сделано не много. Появившиеся до сих пор работы, посвященные разбору этого любопытнейшего памятника армянской литературы, касаются обыкновенно отдельных его частей, некоторых отрывков, или даже нескольких глав; почему и выводимые из них заключения, какие бы они ни были, могут иметь лишь частичный характер, быть применимы к данному месту, к данным главам. Капитальный труд по критической истории Армении-Гарагашиана, быть может, вследствие требований специальной задачи, останавливается на изучении источников Хоренского, за самым незначительным исключением, лишь попутно; а один из важнейших источников армянского историка - так наз. армянский эпос, ученый автор, вопреки своему критическому методу, целиком принимает на веру, безо всякой проверки. Таким образом, те или другие части огромного целого изучаются эпизодически: они подвергаются сомнению, отвергаются, как поздние интерполяции, выдаются за апокрифы, отмечаются, как анахронизмы; но целое, ядро исторического труда Моисея не подводится под общие заключения: вопросы о достоверности «Истории Армении» и о времени ее составления остаются еще открытыми. А между тем без разрешения этих существенных вопросов, в силу занимаемого Хоренским исключительного положения в армянской исторической литературе, не мыслима разработка древнеармянской истории.
Автор настоящего сочинения задался целью изучить «Историю» Моисея во всем ее объеме; он старался проследить Моисея последовательно. Шаг за шагом, раскрыть, насколько это возможно, действительные его источники и отметить его отношения к ним. Таким путем, я полагал бы, можно обнять труд армянского историка в целом и придти к общим и решающим выводам.
Для удобства я сгруппировал подлежащий изучению материал вокруг двух основных элементов содержания «Истории Армении» - «эпического» и исторического, при чем каждый из них составляет предмет особого, вполне самостоятельного сочинения. Предлагаемое ныне вниманию ученых исследование об «Армянском эпосе» обнимает разбор Первой книги Хоренского и часть Второй. Остальная часть того же памятника, заключающая в себе историю армянских Аршакидов, будет предметом следующего моего труда.
В видах возможной ясности и убедительности, высказываемых в настоящем исследовании соображений и выводимых заключений по критике источников Хоренского, я собрал в отдельной, второй части относящиеся сюда «Материалы» - армянские тексты нашего историка - и привел их параллельно с предполагаемыми его источниками. Отмечая каждый раз в тех и в других курсивом слова и выражения, указывающие на заимствование. К концу «Материалов» приложена Синоптическая таблица важнейших источников Хоренского.
Г.Х.