ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.
Настоящая работа проф. Дурденевского, выпускаемая Государственным издательством, может вызвать ряд возражений с точки зрения ее идеологической выдержанности и самой постановки вопроса в плоскости права социальной культуры. Несомненно, трактовка вопросов государственной деятельности в области политики и организации народного образования, здравоохранения и социального обеспечения как особой отрасли права — права социальной культуры — является искусственной и неправильной по существу. Рассматриваемая область государственной деятельности меньше всего носит характер правовых отношений, построенных на классовом принуждении. Сам автор отмечает во «Введении», что «чертой, очень характерной для трех служб социальной культуры, является осуществление их задач путем преимущественно технических операций», ибо здесь «приходится иметь дело с целым рядом подготовительных и исполнительных процедур не юридического характера». Не лишено известного основания деление некоторыми административистами государственных служб на обязательные и факультативные; к последним они относят рассматриваемые здесь три публичные службы, которые будут иметь место и в социалистическом обществе с отмиранием государства и его обязательных публичных служб, чем опять-таки подчеркивается неправовой характер рассматриваемых здесь отраслей социальной культуры. Как отмечает и автор, «чисто юридическая догматика на данном материале весьма трудно применима», и он считает нужным сдобрить ее «социологическим подходом» к трактовке материала. Но этот правильный по существу подход мало удается автору, не владеющему марксистским методом исследования, который заменяется марксистскообразной эклектикой. Яркие образчики этого дают вводные части глав «Общие понятия о праве социальной культуры на Западе» или «Октябрьская революция и службы социальной культуры» и др.
При всем том издание настоящей работы представляется целесообразным. Возросшая роль культурного строительства, широкий интерес к нему, потребность в соответственной книжке в связи с объединением воедино трех рассматриваемых «публичных служб» в плановых комиссиях всех звеньев соваппарата, во многих президиумах и исполкомах и т.п. — все это побуждает издать данную работу проф. Дурденевского, не дожидаясь появления единой, марксистски построенной работы по вопросам политики и организации народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. В пользу издания настоящей работы говорит и очень полно собранный и достаточно систематично изложенный в ней материал, дающий картину развития и современного состояния дела народного образования, здравоохранения и социального обеспечения в главнейших государствах Европы и в Советском Союзе.
ОТ АВТОРА.
В советской литературе не имеется пока систематических пособий по праву социальной культуры; в деле создания такого пособия предлагаемая книга является первым опытом, — в этом оправдание ее появления и, я надеюсь, некоторое извинение неизбежных недостатков.
Книга возникла из студенческой стенограммы курса, читанного в Московском университете в порядке нагрузки, причем лектор имел в своем распоряжении весьма ограниченное количество часов и еще меньше — пособий. При этих условиях курс потребовал большой работы, которая коллегией Института советского права 7 июня 1927 г. была зачтена в план исследовательских работ. Должен отметить, что я сознательно выдвигал в курсе службу народного просвещения на первое место, как наиболее важную и обусловливающую собой развитие здравоохранения и социального обеспечения.
Моя искренняя благодарность принадлежит здесь И.М. Диомидову и И.Л. Баевскому за помощь и советы в отдельных частях курса.
Автор.