Предисловие книги:
Ссылка во Франции и России: Из личных наблюдений во время поездки в Новую Каледонию, на о. Сахалин, в Приамурский край и Сибирь) / Дриль Д. – С.-Пб.: Л. Ф. Пантелеев, 1899. – 179 с. - репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Соединяя с некоторыми изменениями в одно общее целое свои статьи о ссылке, напечатанные в повременных изданиях в 1896, 1897 и 1898 гг., автор полагал, что такое объединение будет небесполезно и представит интерес. Оно изобразит в одной общей картине ссылку во Франции и в различных местностях России и тем облегчит для самого читателя возможность поучительных сопоставлений, сравнений и более обоснованных заключений о целесообразности современной ссылки.
Будучи еще на студенческой скамье, автор и сам не был противником этой меры репрессии, а скорее склонялся в ее сторону. Но в то время ссылка представлялась ему только отвлеченно теоретически, или, правильнее, мыслилась с исключением многих существующих факторов. Она представлялась тогда в своем как бы чистом виде, в каком она может быть воспроизведена в представлении, предполагая иные, желательные условия ее осуществления, в действительности не существующие. Но государство и его уголовная политика имеют и могут иметь дело не с такою ссылкою, а со ссылкою действительною, выработавшейся преемственно, исторически, при данных условиях времени, места, общественного развития и качеств возможных деятелей.
Имея же дело с такою ссылкою, во всей совокупности ее реальных, а не мыслимых только условий, автор, несмотря на все свое горячее сочувствие делу спасения так называемых «несчастненьких», не мог не прийти к заключению о непригодности ссылка, как реальной меры репрессии. Авторитет фактов, и притом на пространстве долгих лет опыта, слишком подавляющ. Правда, французские защитники ссылки утверждают, что ее недостатки ничего не говорят против ее принципа, т.е. в сущности против той теоретически представляемой ссылки, о которой упоминалось выше, и что если до сих пор ссылка и не приводила к удовлетворительным результатам, то причина этого кроется в ошибках, допущенных в ее применении. Но где же, спрошу я, те силы, которые при наличности всех данных условий места, времени и проч., могут и будут применять ссылку во всем ее объеме без ошибок или, по крайней мере, без тех ошибок, которые до сих пор делали ее решительно несостоятельной и о которых говорят французы, восхваляя ссылку в ее принципе? Где те силы, которые могут создать, но не в представлении только, а в действительности, иную, более совершенную ссылку, которые справятся с этим «колоссом на глиняных ногах», по выражению г. Сипягина, и установят на местах иные отношения к заурядовой ссылке и сделают из изжитых ссыльных полезных колонизаторов? У нас и во Франции сменялись деятели ссылки, сменялись и системы их деятельности, а заурядовая ссылка тут и там все продолжала оставаться неудовлетворительной; скажу более - язвою тех местностей, где она применялась. Не ясно ли, что при наличности всех данных общественных условий, которые во всяком случае скоро не изменяются, «принцип правильной ссылки», по выражению французов, с присущей ей концентрацией взаимно влияющих развращенных и в значительной части изжитых элементов, неосуществим.
Не спорю и допускаю, что вместе с медленным развитием и распространением в толщах общества, если можно так выразиться, правильных научных взглядов на весь строй общественных отношений и истинной культурности, и с усилением их направляющего влияния, которое теперь, к сожалению, до убожества слабо, может измениться к лучшему и применение ссылки, но во всяком случае не заурядовой. Но тогда прилетят новые птицы и запоют они новые песни, которые нам теперь не по голосу и которые, весьма вероятно, сделают излишними и такие суровые меры, как ссылка.
Убежден, что с широким распространением правильных взглядов и истинной культурности в общественных толщах весь мир изменится и преобразится, но это уже отдаленная область гаданий и чаяний, а нам, к сожалению, пока приходится иметь дело только с теперешней действительностью во всей ее целостности, факты которой, объединенные исследующей критической мыслью, громко говорят против заурядовой ссылки всякому непредубежденному уму.
Д.Д.