ВВЕДЕНИЕ
13 мая 1905 года Император Николай II учредил Особую Комиссию для разработки мероприятий, вызываемых изданием нового уголовного уложения.
Для обеспечения быстроты и успешности в выработке проектов этих мероприятий, председатель этой Комиссии, Министр Юстиции, образовал в составе ее два Отдела: Отдел уголовных вопросов и Отдел тюремных вопросов, называемые, также Отделами Уголовным и Тюремным.
Осенью 1903 года Отдел уголовных вопросов составил для России проект закона об отсрочке наказания или, весьма распространенному, но неточному выражению, об уголовном осуждении.
Проектируемое учреждение является совершенно новым для России. Но однородные с ним институты существуют уже во многих странах Европы, Америки и Австралии и выступают в форме различных систем освободительного испытания (probation system) или испытательной отсрочки наказания преступников (le sursis a lexecution du jugement, le sursis a lexecution de la peine, la condemnation conditionnelle).
Учреждения этого рода могут оказывать важные влияния на борьбу с преступностью и народное благосостоянии и при том не только полезные, но и вредные.
С точки зрения же действительных потребностей каждого прогрессирующего культурного народа и государства, поддержание и, по возможности, наибольшее увеличение всестороннего народного благосостояния должно быть единственным высшим руководящим принципом для каждого из этих государств во всей его общественной деятельности, как внутренней - законодательной, правительственной и судебной, так и внешней - международной.
При таком положении вещей, становится ясно, что проектируемое учреждение должно быть узаконено в России только в том случае, если оно действительно может быть надежным, целесообразным средством борьбы с преступностью, в интересах всестороннего, возможно большего благосостояния русского народа.
Удовлетворяет ли проектируемое учреждение этим условиям, это вопрос открытый. Для правильного решения его необходимо подвергнуть проект этого учреждения глубокому, широкому, разностороннему обсуждению, с точки зрения интересов всестороннего, возможно большего благосостояния русского народа, при своевременных и ближайших дальнейших предвидимых потребностях и условиях русской жизни.
Удовлетворяет ли проектируемое учреждение этим условиям, это - вопрос открытый. Для правильного решения проект этого учреждения необходимо подвергнуть глубокому, широкому, разностороннему обсуждению, с точки зрения интересов всестороннего, возможно большего благосостояния русского народа, при современных и ближайших дальнейших предвидимых потребностях и условиях русской жизни.
Но русский народ принадлежит к числу культурных народов и, хотя занимает, по культурности, невысокое место, тем не менее, имеет много потребностей, однородных с потребностями других более культурных народов, и в ближайшее мирное время во многих отношениях станет в условия, однородные с условиями жизни других более культурных народов. Ввиду этого, жизненный опыт иностранных культурных народов относительно различных систем освободительного испытания или испытательной отсрочки наказания преступников может иметь весьма поучительное значение, при оценке однородного учреждения, проектируемого для России.
К сожалению, изложения этих систем в их современном состоянии и действии нет на русском языке. Так, сочинение А.А. Пионтковского «Об условном осуждении или системе испытания» издано в 1894 году. Статья А.А.Жижиленко «Условное осуждение по иностранным законодательствам» напечатана в Журнале Министерства Юстиции за 1897 год. Наконец, «Свод иностранных законов об условном осуждении и данных о их применении», упоминаемый в статье А.А. Пионтковского («Результаты применения условного осуждения». Ж.М.Ю. 1902. № 8), хотя, может быть, и напечатан, в 1900 году, но не поступил в продажу и совершенно недоступен для публики.
Желая познакомить нашу публику с иностранными системами освободительного испытания или испытательной отсрочки наказания в их современном состоянии и действии, насколько это известно по доступным изданиям, и таким образом открыть нашей публике полную возможность критики комиссионного проекта закона об отсрочке наказания, на почве знания этих систем, я решаюсь сделать их очерк. В этом очерке я буду держаться вообще исторической последовательности в изложении этих систем, но, в виде исключения, буду делать отступления от нее как в интересах классификации этих систем, так и в интересах цельности изложения, при описании возникновения и развития разных систем в одной и той же стране.