ПРЕДИСЛОВИЕ
Сборник статей «От тюрем к воспитательным учреждениям» представляет собою попытку дать изложение основных принципов организации исправительно-трудовых учреждений Советского союза и характеристику их работы за 16 лет пролетарской революции.
Этот сборник представляет собою попытку подвести итоги этого единственного в мире, имеющего подлинное всемирно-историческое значение процесса создания на развалинах старой, дворянско-полицейской и буржуазной системы тюрем — этих «мертвых домов», построенных эксплуататорами для трудящихся, — новых учреждений, принципиально иных, с новыми задачами и новым социальным содержанием, своеобразными, свойственными только этим учреждениям способами и методами, — преследующих цели борьбы за новое социалистическое общество.
Пролетарская революция, разгромившая всю систему учреждений буржуазного государства, и среди них систему буржуазной юстиции с такими ее придатками, как тюрьма, каторга и ссылка, разрушившая до основания все эти учреждения капиталистической эксплуатации, не могла, однако, отказаться от использования государства как органа осуществления классовых интересов пролетариата.
Государство необходимо пролетариату прежде всего в интересах подавления врагов рабочего класса, врагов социалистического строительства. Переход к коммунистическому обществу требует всемерного использования государства, призванного играть в руках пролетариата роль могучего оружия против его классовых врагов. Государство не может исчезнуть, пока сохраняются хотя бы остатки умирающих паразитических классов, пока сохраняются классы вообще. «При переходе от капитализма к коммунизму — писал Ленин — подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления - «государство» еще необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько сравнительно легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо дешевле». Это не государство уже в старом буржуазном смысле слова, это государство — принципиально отличное от буржуазного государства, отличающееся новым политическим и социальным содержанием. Это государство — это особая форма диктатуры пролетариата; без такого государства пролетариат не может обойтись ни сейчас, ни в течение еще, вероятно, длительного периода времени, такого времени, какое точно определить невозможно, но которое определяется сроками, в течение которых «люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством» (Ленин, «Государство и революция»).
В исторической перспективе неизбежно отмирание пролетарского государства, но к отмиранию государства мы можем прийти лишь через «высшее развитие государственной власти» (Сталин). Этого не понимают, или делают вид, что не понимают, оппортунисты всех мастей, представляющие себе дело таким образом, что уже теперь в своей практической работе можно исходить из перспективы отмирания государства, что уже теперь можно установить свое отношение к враждебным пролетариату классам или их остаткам с точки зрения обреченности государства на историческое уничтожение.
Особый вред оппортунистических теорий по этому вопросу, переплетающихся с теорией «мирного врастания» кулачества в социализм и «потухающей кривой сопротивления умирающих капиталистических классов», заключается главнейшим образом в том, что эти «теории» демобилизуют общественное мнение, вносят дезорганизацию в ряды борцов за социализм, в ряды строителей социалистического общества. Как двурушников и перерожденцев клеймил на январском пленуме ЦК и ЦКК т. Сталин тех, кто понял «тезис об уничтожении классов, создании бесклассового общества и отмирании государства, как оправдание лени и благодушия, оправдание контрреволюционной теории потухания классовой борьбы и ослабления государственной власти».
Разоблачая правых оппортунистов, т. Сталин говорил: «Уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления. Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление»...
Вот почему, обрисовывая наши сегодняшние задачи, т. Сталин добавлял: «Сильная и мощная диктатура пролетариата — вот что нам нужно теперь для того, чтобы развеять в прах последние остатки умирающих классов и разбить их воровские махинации». Вот почему о максимальном укреплении пролетарской диктатуры и, следовательно, таких ее органов как исправительно-трудовые учреждения должна идти речь на данном этапе социалистического строительства.
В системе органов пролетарской диктатуры исправительно-трудовые учреждения играют большую и серьезную роль, ибо ими по существу реализуется вся судебная политика. Эти учреждения всем своим строем живых, человеческих отношений, всеми методами и способами, при помощи которых строятся эти отношения, определяют реальность или фиктивность судебного приговора, как определяют и то, в какой мере достигают своей реальной цели задачи, поставленные перед этими учреждениями.
О том, что собой представляет исправительно-трудовое учреждение, как в этом учреждении строится вся его жизнь, какие формы воздействия применяются в нем, какие получаются результаты всей работы этого учреждения — от всего этого в первую очередь и больше всего зависит, будет ли, и в какой мере, осуществлена задача, стоящая перед судом в момент вынесения по каждому конкретному делу судебного приговора. Вот почему исправительно-трудовая политика является такою частью уголовной политики, которая, определяясь содержанием и направлением уголовной политики, сама определяет в известной мере реальность и значение этой уголовной политики.
При самой последовательной и отвечающей интересам пролетарского государства судебной политике, находящей свое отражение в судебных приговорах, ее значение может быть извращено или сведено на нет недостатками, ошибками или извращениями в практике исправительно-трудовых учреждений.
Вот почему совершенно правильно настоящий сборник открывается статьей тт. Эстрина и Трахтерева, посвященной вопросам уголовной и исправительно-трудовой политики в их органической связи и трактующей вопросы исторического развития исправительно-трудовой политики, особенно интересующей нас в настоящем сборнике, именно в связи с историей развития нашей уголовной политики.
В области исправительно-трудовой политики перед пролетарским государством стоит «двуединая» задача подавления сопротивления делу социализма со стороны классового врага и его агентуры и задача воспитательного воздействия, с одной стороны, на неустойчивые элементы из среды трудящихся, вступивших на путь преступления, и с другой, на те элементы из враждебной пролетариату среды, которые оказываются в состоянии воспринять воспитательное влияние исправительно-трудовых учреждений и в результате этого воздействия стать в ряды трудящихся.
Исправительно-трудовые учреждения, как и новый суд, который,, как говорил Ленин, нужен был прежде всего для борьбы против эксплуататоров, но на который кроме того ложится и другая более важная задача — обеспечить строжайшее проведение дисциплины и самодисциплины трудящихся, имеют перед собой те же задачи: подавлять и воспитывать. В статье «Как организовать соревнование?», говоря об успехах практического учета и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами, Ленин указывал на тысячи форм и способов такого контроля, подчеркивая, что «разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых...»
Исправительно-трудовая политика должна отражать собой все многообразие и всю гибкость способов и форм борьбы со «всякими вредными насекомыми». В этой гибкости исправительно-трудовой системы, в разнообразии методов и способов работы ее учреждений коренится основная гарантия успеха в разрешении труднейших задач, поставленных перед исправительно-трудовой системой в переходный период от капитализма к коммунизму, в эпоху непосредственного строительства социалистического общества.
Отличительной чертой диктатуры пролетариата является соединение подавления и насилия с убеждением и воспитанием. Ленин и Сталин неоднократно подчеркивают, что насилие, составляющее необходимый элемент диктатуры пролетариата, служит лишь вспомогательным, а не главным средством ее осуществления. Главное в диктатуре рабочего класса — ив этом ее коренное отличие от диктатуры эксплуататорских классов — заключается в том, что наряду с насилием пролетарская диктатура пользуется культурно-воспитательными средствами в качестве исполинской силы своего воздействия на людей и в качестве могущественнейшего фактора как переделки общественных отношений, так и переделки самих людей.
Говоря о трех сторонах диктатуры пролетариата и подчеркивав различные формы, методы и периоды в развитии диктатуры пролетариата, т. Сталин указывал на то, что в известный период диктатуры пролетариата выступает вперед мирная, организаторская, культурная работа диктатуры пролетариата, чем, конечно, не исключается необходимость применения к классовому врагу и его политической агентуре мер жесткого подавления их сопротивления. Это отличительное свойство пролетарской диктатуры — культурно воздействовать на окружающих и воспитывать людей к дисциплине, перевоспитывать их, переделывать их сознание, выковывать из них стойких и последовательных участников социалистического строительства — характеризует и такие органы пролетарского государства как советская юстиция и советская исправительно-трудовая система.
В отличие от буржуазной юстиции и буржуазных тюрем, представляющих собой одно лишь голое насилие по отношению к трудящимся, советская юстиция и советское исправительно-трудовое дело базируются на системе мероприятий не только насильственного порядка, но в воспитательного, культурного воздействия, в известных условиях распространяющего свое влияние даже на представителей чуждых пролетариату классов. Буржуазная тюрьма и исправительно-трудовое учреждение советского государства — принципиально противоположные, принципиально различные явления и понятия.
Советская система исправительно-трудовых учреждений, несмотря на все имеющиеся еще в ней крупные недочеты и недостатки, полностью оправдывает свое название: она — действительно исправительная и подлинно трудовая.
Буржуазная же пенитенциарная система не является ни исправительной, ни трудовой. Она покоится на принципе обезличения человека, уничтожения его личности, уничтожения его воли, растления его сознания. Буржуазная пенитенциарная система покоится на тех же принципах и действует в отношении трудящихся теми же методами, что и все буржуазное общество.
Буржуазия в отношении рабочих совершает ежедневно и ежечасно» «социальное убийство». Она «ставит пролетариев в такое положение, что они неизбежно обречены на преждевременную, неестественную смерть, на смерть, столь же насильственную, как смерть от меча или пули» (Энгельс). Буржуазия истребляет рабочий класс физически, интеллектуально и морально.
«Власть имущий класс оставляет без внимания рабочих не только, в отношении физическом и интеллектуальном, но и в моральном. Единственный аргумент, к которому буржуазия прибегает против них, когда они ей слишком наступают на ногу, есть закон; как к неразумному скоту, к ним применяют только одно воспитательное средство — кнут, грубую, не убеждающую, но устрашающую силу»...
Так характеризует Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии» политику буржуазии по отношению к рабочему классу. Нужно ли удивляться, что таким же духом проникнута и буржуазная пенитенциарная политика, представляющая собой квинтэссенцию надругательства над человеком!
Чтобы понять всю бездну противоположности между буржуазной пенитенциарной системой и исправительно-трудовой системой пролетарского государства, лучше всего указать на пример Беломорско-Балтийского канала, воспитавшего десятки тысяч активных участников социалистической стройки, воспитавшего ударников и энтузиастов из числа преступников, запятнанных в прошлом контрреволюционными посягательствами на советскую власть, вредительством, расхищением общественной собственности, грабежом и бандитизмом.
Беломорско-Балтийский канал — живая иллюстрация того, что собою представляют принципы советской исправительно-трудовой системы, с которыми не могут идти ни в какое сравнение все самые «совершенные», самые «гуманные», самые «культурные» тюремные изобретения и новшества любого буржуазного государства.
Изложению того, как и какими путями шла советская исправительно-трудовая система к результатам, нашедшим в Беломорском канале наиболее яркое свое выражение, ежедневно воспроизводимых в тысячах и тысячах дел, творящихся в исправительно-трудовых учреждениях, и посвящен настоящий сборник.
Центральное место в этом сборнике занимает вопрос о труде, но не о том труде, который в буржуазных тюрьмах и на буржуазных талерах высушивает ум и сердце человека. В советских исправительно-трудовых учреждениях торжествует подлинный человеческий труд во всем многообразии его творчества. Этот труд в сочетании с особенностями советской власти и социалистического строительства и является тем чародеем, который из небытия и ничтожества превращает людей в героев.
И, несомненно, главный интерес сборника заключается не столько и не только в очерке теории исправительно-трудового дела, сколько в документах, относящихся к практическому строительству этой подлинно трудовой системы, выжигающей из сознания людей, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, навыки и пережитки старого капиталистического строя, благодаря которым и в новых условиях советской действительности облегчается возникновение в известной среде преступлений. Именно в этой стороне дела и сосредоточен основной интерес собранных в настоящем сборнике материалов. Труд определяет собой в исправительно-трудовых учреждениях советского государства все. Труд лежит в основе всего режима исправительно-трудовых учреждений. Посмотрите, как строится, не говоря уже о современных фашистских тюрьмах, режим буржуазной тюрьмы, как строился в прошлом режим царских тюрем, нашедший свое исчерпывающее отражение в знаменитом «Уставе о содержащихся под стражей»! Вы не сможете отрицать, что этот тюремный режим является режимом физического истребления врагов капиталистической системы, режимом, специально построенным в расчете на такие результаты, при которых вышедшие из тюрьмы оказываются настолько искалеченными, что не могут представлять никакой опасности для капиталистического строя.
Посвященные этому вопросу статьи тт. Кесслера и Олейника («Труд в исправительно-трудовых учреждениях СССР») и т. Утевского («Режим») дают интересный материал, полностью подтверждающий это утверждение. Советский режим представляет собою полную противоположность тому, что мы видим в буржуазной тюрьме или в тюрьме царской России. Наряду с трудовыми процессами в основе режима советских исправительно-трудовых учреждений лежит принцип самоконтроля и самодисциплины, провозглашенный еще в 1918 г. и с тех пор непрерывно расширяющий и укрепляющий свое значение в системе мер исправительно-трудовых учреждений.
В качестве особенно характерной черты этого режима необходимо» указать на применение в условиях исправительно-трудовых учреждений принципа самоуправления, находящего свое выражение не только в самоокарауливании, доверяемое в известных условиях самим заключенным, но и в таком исключительно советском явлении в местах лишения свободы как товарищеские суды, как культсоветы, стенные газеты и т.д.
Интересные данные по этому вопросу содержатся в статье т. Стельмах «Органы самодеятельности в местах лишения свободы». Чрезвычайно характерна для мест лишения свободы широко развернутая в них работа культурно-просветительного характера. Нигде 3 мире, исключая СССР, нет и не может быть такого положения, когда в местах лишения свободы организуются и действуют профессионально-технические учебные заведения!
Максимум того, что может позволить себе буржуазная тюрьма,— это обучение, как говорил Громан (Германия), несложным профессиям: «научить ставить заплатки, мыть полы, помогать немного садоводству, кормлению свиней, некоторым фабричным приемам». В противоположность подобного рода, с позволения сказать, «профессиональному» образованию, господствующему в буржуазных тюрьмах, в СССР даже в период военного коммунизма, при отсутствии необходимых технических и материальных предпосылок, для развития в местах лишения свободы профтехнического образования, мы имели в них агрокурсы, профтехнические курсы и т.п.
В восстановительный, а потом в реконструктивный период и особенно в период первой пятилетки, отмеченной блестящими победами в деле социалистической индустриализации СССР, профессионально-техническое образование в местах лишения свободы сильно шагнуло вперед, охватив тысячи лишенных свободы обучением различным техническим профессиям — металлистов, деревообделочников, трактористов, силикатчиков и т.д. Статья тт. Музыканта и Халецкого дает краткий но достаточно яркий очерк этого вопроса.
Интересна статья т. Стельмах, посвященная характеристике библиотечного дела в исправительно-трудовых учреждениях СССР. Показателен самый подбор книг в этих библиотеках, самый состав книжного фонда, на котором отражается характер и особенности жизни, бьющей ключом за пределами исправительно-трудового учреждения. Показательны и данные, характеризующие движение книги в исправительно-трудовых учреждениях, выявляющие интересы лишенных свободы к тем или другим отраслям знания. Эти цифры говорят о том, что политические, технические и исторические книги занимают у читателя такое же место, что и беллетристика. Они говорят о том, что наиболее популярными в среде этих читателей являются самые популярные наши писатели и что, следовательно, литературные вкусы и требования лишенных свободы стоят на достаточно высоком уровне культуры. Десятки тысяч экземпляров журналов и газет наполняют библиотеки советских исправительно-трудовых учреждений и притом, что особенно важно подчеркнуть, не «прошлогодних», а современных, текущих.
Театру, музыке, кино, радио в местах лишения свободы СССР посвящена статья т. Гриневского. Как показывает автор этой статьи, лишенные свободы пользуются у нас не только театром, кино и радио извне, но и сами сумели создать неплохие театры, в которых они своими силами участвуют как в качестве исполнителей, режиссеров декораторов, так и в качестве авторов пьес.
О том, что собой представляют исправительно-трудовые учреждения в СССР, достаточно ярко говорят и такие явления, как печать в местах лишения свободы. В исправительно-трудовых учреждениях крепко вошла в быт и жизнь лишенных свободы газета, создаваемая руками самих лишенных свободы. Уже к началу 1925 г., по данным т. Шестаковой, интересная статья которой «Печать в местах лишения свободы» включена в настоящий сборник, в местах лишения свободы в ССОР было 127 стенных газет, а в 1933 г. их было уже 695. В 1925 г. было выпущено типографским способом 39 600 экземпляров газет, издававшихся в местах лишения свободы, к 1932 г. количество печатных газет и их тираж значительно выросли. В 1932 г. было кроме того 15 радиогазет и 150 живых газет.
Среди газет лишенных свободы обращают на себя внимание республиканские газеты «До працi» (Харьков) с разовым тиражом 20 тысяч экземпляров и «К трудовому общежитию» (Москва) с тиражом в 15 тысяч экземпляров.
Характерно, что широкое развитие в наших местах лишения свободы собственной печати нисколько не отражается на распространении здесь общей печати, имеющей достаточно высокие тиражи.
Нет никакого сомнения, что материал этого сборника, посвященный вопросам печати в местах лишения свободы, будет прочтен каждым с громадным интересом и в особенности в той части, которая касается самого содержания этой печати, ее тематики, тех проблем, которые затрагиваются на ее страницах, и тех решений этих проблем, которые находят свое отражение в этой печати в статьях самих лишенных свободы.
Особо надлежит обратить внимание на рост и укрепление в местах лишения свободы литературного творчества заключенных, интереснейшие образцы которого мы находим в статье т. Шестаковой. Как бы ни относиться к художественной стороне «тюремной» поэзии в местах лишения свободы, нельзя отказать ей ни в глубине переживаний, ни в яркости социальных мотивов, являющихся отражением великой социалистической стройки, идущей по всей нашей стране, мотивов, глубоко волнующих чувство читателя. Разве можно найти в какой-либо капиталистической тюрьме что-нибудь подобное высокому пафосу этой поэзии, поднятой даже в условиях отъединения от «вольной жизни» на высоту подлинно гражданских переживаний, на высоту интересов социалистического строительства, осуществляющего свое мощное творческое влияние и в стенах советских исправительно-трудовых учреждений.
Значительный интерес представляет материал сборника, относящийся к исправительно-трудовой политике в области борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, с преступностью среди молодежи. Обстоятельная статья т. Шестаковой содержит характеристику состояния расправы буржуазных тюрьмоведов и пенитенциариев с молодежью, имеющей несчастье очутиться в буржуазной тюрьме, и дает чрезвычайно выразительный материал о сущности исправительно-воспитательных учреждений Советского союза для малолетних. Мы имеем здесь образцы новых учреждений, представляющих собою подлинную школу и выковывающих из так называемых малолетних «преступников» борцов на общем фронте социалистического строительства. ФЗУ для правонарушителей-подростков — это настоящее, ничем не отличающееся от нормальной школы учебное заведение, зарекомендовавшее себя прекрасными достижениями и нередко оспаривающее первенство по учебе и результатам своей воспитательной работы у школ наркомпросовской системы.
Было бы, конечно, ошибкой наряду с этими грандиозными, совершенно немыслимыми при капиталистическом строе достижениями советских мест лишения свободы, уже теперь далеко, далеко ушедших от старой тюрьмы по пути к воспитательным учреждениям, не видеть еще больших недостатков, нередко извращающих и уродующих их подлинное лицо советского исправительно-трудового учреждения.
«Рабочий класс, — оговорил Ленин, — никогда не был отделен от старого общества китайской стеной». Пережитки и традиции капитализма живучи. Они крепко сидят в сознании отсталых слоев трудящихся. Много сил, труда, настойчивости и энергии нужно положить на искоренение этих недостатков и пережитков этих «традиций капитализма».
Ничего нет удивительного в том, что и в системе исправительно-трудовых учреждений мы здесь и там встречаемся еще с этими недостатками и извращениями. Ничего нет удивительного в том, что в отдельных случаях эти извращения тяжело бьют по самым принципам нашей исправительно-трудовой системы. Эти извращения и недостатки известны. С ними ведется беспощадная борьба. Ведется эта борьба — это чрезвычайно важно и характерно — не в меньшей мере и самими лишенными свободы, лучшими из них, оказавшимися временно вне свободного коллектива трудящихся, строящего новое социалистическое общество.
Движение ударничества и социалистического соревнования в исправительно-трудовых учреждениях, охватившее громадное количество лишенных свободы, подняло труд лишенных свободы в СССР на громадную культурную и политическую высоту, превратив его и в условиях лишения свободы в «дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства».
Грандиозные перспективы второй пятилетки, начавшей поход за окончательное искоренение пережитков капитализма не только в экономике, но и в сознании людей, за превращение всего трудящегося населения СССР в активных и сознательных строителей бесклассового социалистического общества, ставят и перед исправительно-трудовой системой великую задачу завершения дальнейшего и еще более успешного движения вперед по пути превращения исправительно-трудовых учреждений в учреждения воспитательные.
Значительная часть этого великого пути пройдена. Пройдена в систематической борьбе с многочисленными и серьезными трудностями, побежденными творческими усилиями рабочего класса под руководством нашей партии и нашего великого вождя и учителя т. Сталина. Нет сомнения в том, что остальная часть пути будет пройдена с таким же успехом, и что самый процесс завершения преобразования исправительно-трудовой системы СССР в систему воспитательных, учреждений ни на один шаг не отстанет от всей нашей страны в ее могучем порыве вперед, к бесклассовому социалистическому обществу...
А. Вышинский