Ввиду поставленного правительством на очередь вопроса о пересмотре Устава о земских повинностях и Временных правил для земских учреждений по делам о земских повинностях представлялось желательным собрать и разработать материалы о современном положении сего вопроса в главнейших западно-европейских государствах, тем более что за последнее время в Англии и Пруссии уже осуществлены, а во Франции поставлены на очередь крупные законодательные работы в области местного управления и обложения. В дополнение к изданному уже Департаментом Окладных Сборов очерку системы местного управления и местных повинностей во Франции, настоящая работа имеет своею целью - сгруппировать многочисленные узаконения и правила - относящиеся до местных сборов и доходов в Англии и выяснить, в главных ее чертах, английскую систему местного управления и местных повинностей.
ВВЕДЕНИЕ
Вследствие постепенности, с какою развивалось в Англии местное обложение, в настоящем исследовании пришлось коснуться главных исторических моментов этого развития. В виду неразрывной связи обложения с облагающими органами, в первой его части изложен также строй бывшего и установленного ныне местного управления.
Вторая его часть относится к местным повинностям и доходам.
В конце книги приложены статистические данные о развитии и современном состоянии местных повинностей и доходов и законы о местном управлении 1888, 1894 и 1896 гг.
Первая часть состоит из двух разделов: 1) административное разделение и 2) местное управление.
Административное разделение английской территории изложено в следующем порядке:
Прежде всего, объясняется самое крупное подразделение, а именно графство, и рядом с ним - одно из самых мелких - приход, составляющий основное общинное тело Англии. Затем идет город, иногда являющийся графством, иногда - простым приходом и во многих случаях совпадающий с санитарным округом, определение которого, а равно разных других административных округов и иного наименования подразделений, непосредственно за ним следует. Тут же излагается совпадающая с санитарным округом самая важная общественная группа - союз призрения, сложившийся путем группировки нескольких приходов.
Такой же порядок был избран при изложении местных учреждений, поставленных во главе этих отдельных частей территории, причем, кроме администрации графств, приходов и городов, объяснена только администрация санитарных округов и союзов призрения, так как одни только эти учреждения непосредственно заведуют местным управлением и, наконец, многие из административных подразделений вовсе не имеют отдельных властей.
Вторая, основная часть книги, относится к местным повинностям и доходам. Сюда вошли: 1) местные сборы, 2) парламентские пособия, 3) местные повинности, исполняемые правительством и 4) местные займы. Доходы от имуществ, принадлежащих местным властям, не приводятся потому, во-первых, что изложение их, будучи простым перечислением доходных статей, в виду громадного различия в степени обеспеченности местных учреждений собственными доходами, могло бы иметь значение лишь в применении к каждой отдельной общественной единице; во-вторых, в распоряжении не имелось официальных, или сколько-нибудь полных частных сведений о таких имуществах; и в-третьих, наконец, подобное исследование не входило в круг задач, разрешению которых имелось в виду содействовать.
По соображениям, изложенным в тексте, местные сборы классифицированы соответственно району действия каждого сбора, т.е. в большинстве случаев - соответственно компетенции властей, управляющих этим районом и устанавливающих, в пределах его, те или другие сборы. Вследствие этого они, прежде всего, разделяются на: 1) сборы, непосредственно взимаемые местными властями, и 2) местные сборы, взимаемые государством.
Первые из них, в свою очередь, распадаются на: 1) прямые сборы и 2) разные косвенные сборы и пошлины.
Вместе с классификацией прямых сборов, приводятся относящиеся к их учреждению исторические данные, а равно содержащиеся в законе определения каждого сбора.
Вследствие различия систем, прямые сборы классифицированы отдельно: 1) для внестоличных местностей и 2) для столицы.
Внестоличные прямые сборы распределены по следующим пяти классам: 1) сборы графства; 2) приходские сборы; 3) сборы приходских союзов; 4) городские сборы; 5) окружные сборы и 6) сборы училищных округов.
Прямые же сборы в столице распадаются на: 1) сборы Лондонского административного графства, 2) сборы приходов и округов, 3) сборы приходских союзов, 4) сборы столичного полицейского округа, 5) сборы столичного училищного округа и 6) сборы Лондонского Сити.
С целью избежать постоянных повторений, при изложении систем местного обложения была избрана следующая метода: наиболее общие для всех сборов способы их реализации излагаются относительно сбора на бедных, могущего почитаться типичным местным сбором, а отступления от этого типа излагаются затем отдельно, для каждого сбора. Вследствие этого, перечисление сборов сопровождается следующими 10-ю главами, в которых излагаются отдельные операции обложения: 1) порядок учреждения сборов, 2) порядок их установления, 3) предметы обложения, 4) оценка доходов и раскладка сборов, 5) раскладка и взимание сбора на бедных, 6) раскладка и взимание других сборов вне столицы, 7) раскладка столичных сборов, 8) контроль счетов, 9) регистрация и 10) положение в оклад.
Под учреждением сборов разумеется порядок издания законов, коими разрешается обложение местного населения тем или другим сбором; под именем же установления - право или обязанность местных властей вводить у себя разрешаемые или предписываемые законом сборы.
Предметы обложения обнимают собою разные, предусмотренные законом, роды облагаемых субъектов и объектов, а равно роды допускаемых законом изъятий.
Вместе с основаниями для оценки облагаемых доходов объясняются способы составления раскладочных ведомостей.
Раскладка сборов в столице изложена по тому же плану, какой применен относительно провинциальных сборов.
Под контролем счетов разумеется порядок отчетности местных властей, а под регистрациею - методы, употребляемые для собирания данных, полагаемых в основу местного обложения.
Наконец, в главе о положении в оклад излагается способ исчисления окладов и сделана ссылка на приложенный в конце книги исторический очерк об оценках облагаемых доходов и о размерах обложения.
Вместе с косвенными сборами, взимаемыми местными властями, перечисляются разные, устанавливаемые ими пошлины и частные сборы.
Под именем местных сборов, взимаемых государством, разумеются такие, которые, поступая в распоряжение местных властей, взимаются, однако, не ими, а государственными чиновниками.
Парламентские пособия, согласно системе, применяемой в отчетах Департамента Местного Управления, излагаются особо от исполняемых правительством местных повинностей. Не смотря на то, что повинности эти также имеют форму разрешаемых Парламентом пособий, они существенным образом отличаются от пособий в истинном значении этого слова: между тем, как первые полностью покрывают какую-либо отдельную расходную статью, или представляют собою сбор с государственных имуществ на местные нужды, вторые только частью покрывают расходные статьи местных смет, остальная часть которых покрывается сборами и иными доходами местных властей.
В заключительном разделе - о местных займах - излагается порядок испрошения разрешения на их заключение. Предусмотренные в законе цели, для которых они разрешаются, и дозволенные законом способы их заключения и погашения.
Заимствованные из отчетов Департамента местного Управления статистические данные не введены в текст с тою целью, чтобы не затруднять его чтения, и не затемнять ясности изложения. Помещенные в приложении данные эти представляют собою полный свод, гораздо более удобный для уразумения, чем в том случае, если бы они были разбросаны по отдельным главам текста.