Предисловие книги: Государственный банк: Исследование его устройства, экономического и финансового значения / Судейкин В. – С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1891. – 553 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Ни в одном из первостепенных европейских государств так не высок учетно-ссудный процент, как в нашем отечестве, где он обыкновенно на 2-3 процента выше, чем в Англии, Франции, Германии и некоторых других государствах. Только с восьмидесятых годов учетный процент немного понизился в стране, в самом же Государственном банке в последнее время он стоит немногим выше % уплачиваемых банком по срочным вкладам. Несмотря на это, все же сравнительно с другими странами у нас держится высокий учетно-ссудный процент. Такой факт, как высокий учетно-ссудный % в центральном кредитном учреждении, находящимся в наиболее привилегированном положении сравнительно с частными банками относительно обладания оборотными средствами, указывая на неудовлетворительное положение денежного рынка, отражается самым тяжелым образом на ходе торгово-промышленной жизни сельского хозяйства и на интересах государственного казначейства, которому при таких условиях приходится уплачивать высокие проценты по выпускаемым им займам и т.п.
     Деятельность частных кредитных учреждений всех наименований в значительной мере слагается не только под влиянием общих условий денежного рынка и особенностей местной экономической жизни, но и других факторов, в числе которых видное место занимает Государственный банк.
     Банк со столь обширным кругом операций, с такими крупными государственно-народными задачами, как Государственный, не может не интересовать мыслящих русских людей. В правильной деятельности подобного банка заинтересован не только весь торгово-промышленный мир, но от нее зависит ход всего нашего народного хозяйства. В обществе, отчасти в нашей журналистике, укрепилась мысль о бюрократическом строе этого учреждения, о поддержке, оказываемой им спекуляции на бирже, о преобладающем финансовом характере его деятельности и о проистекающих отсюда опасностях для народного хозяйства. Некоторые из указанных недостатков являются общими со старыми казенными кредитными учреждениями, на смену которым явился Государственный банк. Между тем, как будет указано в историческом очерке, недостатки в их устройстве и деятельности давали себя чувствовать в практической жизни и побуждали видных государственных деятелей изыскивать меры для постановки кредитных учреждений в лучшие условия для проявления их экономической деятельности. Наилучшею мерою считалась реформа казенных кредитных учреждений и устройство их на верных началах.
     Вопрос о реформе первоначально казенных кредитных учреждений, а затем Государственного банка, в смысле передачи его в руки частной акционерной компании, был возбуждаем не только в экономической литературе, но подымался в правительственных кругах (при утверждении Государственного коммерческого банка в 1817 г., а также в министерство Княжевича, которому Е.И. Ламанским был подан проект передачи Государственного банка акционерной компании), так как только этим способом надеялись создать правильно функционирующий орган кредита в стране. В известной степени на остановку вопроса в указанном направлении как тогда, так и в последующее время оказывало влияние не столько теоретическое знакомство с постановкой этого вопроса в экономической литературе, сколько изучение экономической и финансовой истории казенных кредитных учреждений, а также Государственного банка, когда заходила речь о нем вообще и в особенности о господствовавших в нем порядках и строе.
     Правильное выполнение банком намеченных задач желательно не только в интересах государства, но и для каждого частного лица, заинтересованного в твердости и прочности нашей денежной единицы, о которой никто не знает не повысится ли она завтра на несколько % и не упадет ли вскоре опять, внося, таким образом, неуверенность в торгово-промышленную жизнь, неустойчивость и полный произвол в определении стоимости товаров и делая невозможным правильное ведение финансового хозяйства. Как показывает история восстановления металлического обращения в нашем отечестве, правительство вскоре после падения стоимости ассигнаций неоднократно прибегало к разного рода попыткам для поднятия ценности ассигнационного, а впоследствии кредитного рубля. Особенность всех предпринятых мер заключается в том, что они были возлагаемы на государственное казначейство, центральный же банк, являющийся повсеместно регулятором денежного и кредитного обращения страны, оставался в стороне от всяких изменений. В продолжение господства неразменных бумажных денег правительство один только раз решилось несколько изменить характер мероприятий, клонившихся к поднятию ценности бумажных денег и создало Государственный банк, как более соответствующий условиям современной экономической жизни, и внесло в его устройство значительные улучшения.
     Сравнительно с кредитными учреждениями других государств, наш банк оперировал в стране, где торговля в большинстве случаев велась на наличные деньги и где к кредиту прибегали редко. Предшествовавшие ему казенные кредитные учреждения отличались тяжелыми, формальным характером и за все время далеко не сумели сгруппировать вокруг себя массу клиентов. Появление Государственного банка составило крупный шаг вперед. Но так как устройство и его деятельность сложились в значительной степени под влиянием казенных кредитных учреждений - ликвидация коих вскоре после его учреждения легла на него всею тяжестью до 1886 г.
     Анализируя экономическую деятельность Государственного банка и казенных банков, находим в обоих случаях нечто общее, служившее помехою их правильной деятельности, значит в том и в другом случае угнетающим образом действовала общая причина - легкость позаимствований денег из банка государственным казначейством. Единственно возможным оправданием такой политики являлось тяжелое положение нашего финансового управления в шестидесятых годах, когда пришлось не только нести расплату за крупные ошибки предыдущей финансовой политики гр. Канкрина и его преемников, нисколько не подготовивших Россию к последовавшим экономическим переворотам, но и пришлось, во что бы то ни стало, отыскивать значительные средства для проведения целого ряда реформ и дорогостоящих предприятий.
     Законодатель, имея перед глазами те результаты, к которым привела деятельность казенных банков, внес в организацию Государственного банка новые, более правильные начала: увеличив его капитал, введя плату по вкладам соответственно срокам, на которые они положены, не разрешая затрачивать вклады на потребности государственного казначейства и т.д. Благодаря внесению подобных начал в устройство Государственного банка впервые после векового действия казенных банков появился у нас орган кредита, в основу которого были положены более верные начала. Но, несмотря на это он отличается некоторыми особенностями от существующих в европейских государствах центральных банков. В виду последнего факта, прежде чем перейти к статистическому очерку его операций, указывающих на его экономическое и финансовое значение, я счел необходимым сравнить в третьей главе действующее у нас законодательство о государственном банке с законодательством о центральных банках, действующих в других государствах. Таким образом, эта глава даст возможность оценить достоинства и недостатки действующего законодательства и его устройства. Статистический очерк главнейших операций Государственного банка подтверждает справедливость заключений, сделанных при сравнительном обзоре законодательства у нас и в других государствах.
     Будучи учреждением, вполне зависимым от министерства финансов, Государственный банк в значительной степени подчиняет свою деятельность временным целям. Хотя в некоторых из центральных банков, например, Французском и Имперском Германском банках, управляющие ими назначаются верховною властью, но там, наряду с государственным или общественным элементом управления является частный, взаимно наблюдающий за строгостью и точностью выполнения правил и обязательств, налагаемых законом. Благодаря подобной постановке, вытекает, что такому банку под влиянием соображений временного характера не может быть навязана, всякого рода отпирания, в виду важности возложенных на них народно-экономических задач, в безостановочном осуществлении которых заинтересовано государство и все народное хозяйство. Продолжительный опыт банков, находившихся в таких же условиях как Государственный банк показал, что только при соблюдении двух условий - при достаточном количестве оборотных средств и независимости банка от казенного управления, взамен которого явится контроль двух элементов - частного и казенного - возможно выполнение лежащих на нем народно-экономических задач (у нас отчасти подобная попытка была сделана в 1817 году), заключающихся в регулировании денежного и кредитного обращения, удешевлении кредита для торговли и промышленности и упрочение самого кредитного учреждения в качестве банка резерва. Устройство же банка на ложных началах влечет за собою иные следствия, вредно отражающиеся на устройстве денежного и кредитного обращения страны. Вот почему повсеместно правительство и общество так внимательно относятся к вопросу о правильном устройстве центрального банка. Выполнения народно-экономических целей, однако, требуют от банка кроме соответствующей организации соблюдения еще других условий: значительных размеров собственного капитала, права выпуска сообразно с указаниями, основанными на опыте, банковых билетов, совершенного воспрещения приема платных вкладов или же ограничения их известными пределами и установления строго определенных отношений между правительством и банком. Только при совокупности названных условий центральное кредитное учреждение моет совершенно свободно направлять все свои силы и энергию для достижения широких народно-экономических задач. В этом отношении наш Государственный банк отличается от других центральных кредитных учреждений по объему и по характеру своих оборотных средств: его капитал сравнительно с ролью и значением банка в области народного хозяйства и в ряду частных кредитных учреждений ничтожен, а поэтому  ему предоставлено право неограниченного приема платных вкладов, чего не предоставлено ни одному центральному европейскому банку.
     Стягивая к себе платные средства, Государственный Банк удорожает стоимость денежных капиталов, и, наконец, для всего народного хозяйства. Все сказанное до сих пор, характеризует одну сторону его деятельности - с другой, заслуживает внимания вопрос об его помещениях. Они распадаются на две группы: коммерческие помещения и помещения не имеющие коммерческого характера, как-то затраты по ликвидации старых казенных кредитных учреждений, оп текущим расходам государственного казначейства и др. Крупные затраты по ликвидации в течение весьма продолжительного времени тяжело ложились на оборотные средства Государственного Банка, так как ежегодно приходилось затрачивать значительную их часть на покрытие недостающих доходов по ликвидации, и только в управление министерством финансов Н.Х. Бунге, с прекращением этого счета и перенесением его на государственное казначейство, был положен этому конец, вследствие чего освободилась крупная часть оборотных средств Государственного банка и дан был толчок к дальнейшим переменам в области банкового устройства, а именно, к прекращению приема процентных текущих счетов, что давно бы следовало сделать Государственному банку.
     Экономическое значение Государственного банка выражается не только в распределении капитала и кредита путем выдачи ссуд в большом объеме под учет векселей и под другие удобно реализуемые обеспечения, но главнейшим образом в удешевлении ссуд. Следовательно, экономическое значение банка будет тем значительнее, чем шире охватываемый им географический район и чем больше он выдает ссуд по дешевой цене. В этом заключается его непосредственное значение, но помимо этого значения, он имеет и другое косвенное, - оказывая влияние на частные кредитные учреждения указанием положения денежного рынка, открытием частным банкам кредитов в той или иной форме (переучет, перезалог, специальный текущий счет). Особенно важно укрепить ему свое положение теперь, когда частные кредитные учреждения не успели еще достигнуть такого развития, как на Западе Европы, а главное пока среди них еще мало развита изобретательность и стремление ко всякого рода нововведениям. Не оспаривая оказываемой народному хозяйству значительной пользы с экономической точки зрения, на основании продолжительного изучения его деятельности, я пришел к выводу, что его деятельность была бы более благотворна для народного хозяйства, если бы он был более самостоятелен и более богат оборотными средствами. В этом случае можно надеяться, что он явится не только банком резервом для частных кредитных учреждений, но и удешевит учетно-ссудный процент в стране, а также будет содействовать восстановлению и упрочению металлического обращения. Теперь же, несмотря на улучшения, внесенные в устройство Государственного банка законами, (указ 1 января 1881 г.) при министрах финансов А.А. Абаз и (1886 г прекращение ликвидации) Н.Х. Бунге и в последующее время, я прихожу к вводу, что переживаемое нами время требует дальнейших перемен в устройстве этого кредитного учреждения. Без перемен трудно рассчитывать придать банку то высокое положение на денежном рынке и в ряду других кредитных учреждений, которое по праву ему принадлежит. История казенных кредитных учреждений  показывает, что совершавшиеся в нашей экономической жизни крупные изменения требовали устройства банков, согласованных с обстоятельствами и потребностями экономической жизни. Совершавшиеся перемены в области нашей экономической жизни вызвали взамен неуклюжих, отличавшихся тяжелым формальным характером казенных кредитных учреждений Государственный банк. Но жизнь идет так быстро, что тридцать лет тому назад трудно было предугадать, что потребуется. Сравнивая устройство и организацию Государственного банка со старыми казенными кредитными учреждениями нельзя не признать, что появление его представляет крупный шаг вперед в истории нашего банкового дела, но еще не настолько значительный, чтобы поставить его в уровень с крупными банками запада, имеющими не только местное, национальное значение, но и европейское. Тридцатилетний опыт показал, что Государственный банк, будучи устроен на более верных началах, чем предшествовавшие кредитные учреждения, может принести большую экономическую пользу и получить более правильное финансовое значение лишь в  случае внесения в его устройство известных перемен. В последнее десятилетие в его устройство был внесен ряд изменений и улучшений, благотворным образом отразившихся на нем, а следовательно, и на всем народном хозяйстве, но этого еще не достаточно, чтобы считать дело завершенным. Разумеется, я слишком далек от мысли, чтобы, увлекаясь лучшими образцами, рекомендовать безусловное устройство банка на таких же началах, как во всех крупных государствах Европы, но думаю, что полезное можно заимствовать без опасений отовсюду, так как в этом отношении едва ли может играть какое-нибудь значение национализм. Внимательно изучая устройство и историю операций центральных кредитных учреждений в разных государствах Европы, я пришел к убеждению, что в них есть нечто общее, обеспечивающее правильную систему денежно-кредитного обращения в стране, и старался выяснить, в чем оно заключается. Изучение операций казенных банков в связи с историей денежного обращения за все время их существования привело к убеждению, что восстановление и упрочение металлического обращения мыслимо при ином устройстве Государственного банка. В стране необходимо создать не денежное, а денежно-кредитное обращение, а это возможно при введении эмиссионной операции в круге операций банка.