Предисловие книги: Питейные сборы и акцизная система в России: Исторический очерк и настоящее положение. Опыт сравнительного исследования главнейших результатов акцизной системы и ее значения для государства, казны и населения / Терский Н.С. – С.-Пб.: Тип. В. Киршбаума, 1890. – 272 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Питейный доход, составляя один общий результат косвенного налога на потребление крепких напитков, слагался и слагается из нескольких отдельных источников, сообразно числу разного рода обращающихся в народном потреблении крепких напитков и формам обложения, как самих этих напитков, так и их производства и торговли ими. Из всех этих источников самыми важными, как по сумме доставляемого дохода, так и по значению для страны и населения являются обложение собственно спирта и торговли крепкими напитками вообще.
     Спиртные напитки уже с древнейших времен получили очень большое распространение, а потому государства давно стали обращать на них внимание, как на средство для извлечения дохода в пользу казны. Первые сведения о спиртных напитках доходят от китайцев, у которых замечается нечто вроде начала питейного акциза, По другим источникам изобретателем спирта является один араб, по имени Гербер, живший в VII веке до Р.Хр.; до этого времени греки и римляне не знали спирта и употребляли только виноградное вино. Вообще, сведения о возникновении винокурения относятся историками к различным временам. Известно только, что в Европе винокурение появилось не ранее XIV века; изобретение же его одни приписывают испанцу Арнольду Вилянову, другие французу Арно Вильнёфу, а некоторые Раймунду Люлию с острова Майорки; - судя по созвучию этих имен можно думать, что они относятся к одному и тому же лицу. Но кому бы ни принадлежало это изобретение, оно, во всяком случае, имело очень крупное значение, как в моральном, так и в фискальном отношениях. Первоначально спирт употреблялся как лекарство и ему приписывали чудодейственную силу: им лечили от чумы, холеры и разных других болезней и даже от старости, откуда и произошло его старинное название «aqua vitae». Вследствие этого он весьма быстро сделался предметом правильной торговли, и также быстро развилось его употребление - со всеми своими вредными последствиями. Поэтому уже через 100 лет после появления в Европе, спирт начинает повсеместно подвергаться преследованию и ввоз его почти во всех странах запрещается. Не смотря, однако, на все репрессивные меры, он повсюду все более и более проникал в народное потребление. И правительства, убедившись в бесполезности принимавшихся для борьбы с ним мер, в конце концов примиряются с этим злом, и начинают извлекать из него доход, обложив спиртные напитки налогом. С XVI века налог этот встречается почти повсеместно. В настоящее время он играет уже очень важную роль среди других источников государственных доходов, особенно в Европе и в Северо-Американских Соединенных Штатах. У нас же в России он имеет, кажется, большее значение, чем где бы то ни было.
     Способы обложения крепких напитков крайне различны, но по существу своему все они могут быть сведены к двум основным принципам: или самый предмет потребления, т.е. крепкие напитки могут подлежать налогу непосредственно в какой либо из моментов их производства и обращения внутри страны, или же казна может извлекать доход, пользуясь монопольным правом на выделку и продажу напитков, безразлично, будет ли она при этом осуществлять свое право через своих агентов, или уступить пользование им за известный платеж частным лицам. Соответственно этому, строго говоря, существуют только две основных системы взимания питейных сборов. Но затем каждая из них может представлять и в действительности представляет, чуть ли не бесконечное разнообразие в потребностях своего применения на практике. В отношении как условий, порядка и времени взимания сборов, так и тех мер, которые признаются необходимыми для ограждения интересов казны, в видах поступления полной суммы предположенного дохода, а равно и для надлежащей постановки дела, в видах соблюдения требований государственного благоустройства и общественного благосостояния и нравственности. Кроме того, как это и бывает в большинстве случаев на практике, действующие способы взимания питейных сборов могут состоять в применении, в большей или меньшей степени, обеих систем одновременно. Причем получается совокупность таких мер, которые отчасти имеют характер непосредственного налога на напитки, частью же являются выражением регального права казны на их производство и продажу.
     В виду важности питейного дохода для казны, тот или другой способ его получения имеет весьма существенное значение для государства, главный интерес которого в деле налогов заключается в том, чтобы получать из данного источника возможно больший доход с возможно меньшими потерями для населения, чтобы уплата этого налога распределялась между подданными по возможности равномерно, чтобы взимание его стоило как можно дешевле и чтобы, наконец, поступление в казну дохода было вполне обеспеченным. Но помимо этого, так сказать, собственно финансового значения, способ извлечения питейного дохода с государственной точки зрения имеет еще и другое, может быть, столь же большое значение. Не подлежит сомнению, что размеры и характер потребление народом крепких напитков не остаются без влияния на экономическую и духовную жизнь населения, а чрез то и на благосостояние всей страны, а напротив того, вероятно, играют в этом отношении далеко не последнюю роль. И хотя отношение населения к означенным напитках определяется первоначально характером, привычками и условиями жизни самого народа, но с установлением на эти напитки налога, становится вместе с тем в зависимость и от касающихся его законодательных норм, изменяясь по мере изменения последних, и в то же время само отражается, так или иначе, на складе характера, привычек и условий жизни населения. Кроме того, от размера потребления вина и от условий, в какие поставлена законом выделка напитков и торговля ими, зависит также и положение в стране винокуренной промышленности. А последняя, имеет довольно существенное значение для земледелия и вообще для сельского хозяйства, так что положение ее до известной степени может влиять на положение того и другого. Для России, как страны по преимуществу земледельческой, это представляет вопрос не последней важности.
     В отношении способов взимания питейного налога, может быть, ни в одном государстве не было такого разнообразия, какое представляет нам история питейных сборов в России. Причем наш опыт применения на практике разного рода комбинаций обеих основных систем, является, кажется, особенно полным и наиболее поучительным. Поэтому исследование главнейших результатов нашего законодательства по взиманию налога с крепких напитков представляет, несомненно, очень большой интерес, а может быть даже не лишено и некоторого практического значения. К сожалению, литература этого предмета у нас крайне не богата. Правда, что касается питейных сборов до реформы 1883 года, то имеющиеся в этом отношении материалы в свое время были подробно разработаны, - при обсуждении вопроса о введении действующей ныне акцизной системы. Но это обсуждение по преимуществу было официальным, и результаты его, хотя и опубликованы, остались мало известными или почти совсем неизвестными публике. С другой стороны. Накопившийся у нас весьма обширный материал за время действия акцизной системы, по причине своей полноты, разнообразию и большому количеству подробностей, является также мало доступным для пользования. А таких исследований, где бы этот материал был более или менее сгруппирован и обобщен, кроме некоторых статей в отчетах Департамента Неокладных Сборов, у нас, кажется, совсем не было. Исключение представляет лишь опубликованный в 1880 г., весьма почтенный и обстоятельный труд Д.А. Миропольского «Косвенные налоги в России», первые главы которого посвящены очерку прошлого и современного состояния питейных сборов и их значений для государства и страны. Но этот очерк, хотя и дает вполне ясную картину описываемого им положения дел, в виду взятой г. Миропольским более широкой темы для своего исследования, по необходимости является сравнительно очень кратким.
     Между тем, среди богатого преобразования прошлого царствования, реформа в способах извлечения казною питейного дохода занимает, бесспорно, одно из выдающихся мест, так как, в виду серьезного значения для государства и страны этих способов, реформа их не могла не произвести более или менее крупных изменений в разных сторонах государственной, общественной и народной жизни. Результаты вновь введенной с 1863 года акцизной системы за двадцать семь лет ее существования, конечно, должны были выразиться с полной определенностью. Но результаты далеко не всегда проявляются с достаточной наглядностью, почему в обществе и в печати высказывались и высказываются по поводу их самые разнообразные суждения. Разногласия доходят даже до того, что одни считают действующую ныне систему «перлом государственной мудрости», другие же напротив того видят в ней источник разного рода государственных и народных бедствий. Поэтому будет вполне своевременным исследовать вопрос о результатах акцизной системы, сравнительно с практиковавшимися прежде другими способами взимания питейных сборов, и определить в главнейших чертах настоящее действительное значение ее и последствия для России как в отношении финансовом, для казны и государства, так и в отношении социально-экономическом - для населения и страны.
     Понятно, что влияние акцизной системы, равно как и прежде действовавших способов, должно было отражаться как на поступлении дохода в разного рода напитков, так и на всех родах промышленной и торговой деятельности, касающейся выделки последних и их обращения в продаже, а вместе с тем и на потреблении населением каждого из этих напитков. Исследование всех главнейших последствий такого влияния представляет, конечно, большой интерес. Но как было указано, из всех источников питейного дохода самым главным, пред которым все прочие как бы теряются, является обложение собственно вина и спирта; в то же время для страны и населения преобладающее значение имеют именно эти напитки, торговля ими, их потребление и производство.
     Вследствие того во всех суждениях о результатах питейно-акцизной системы обыкновенно обращают внимание исключительно только на эту сторону ее влияния. Хотя подобный прием и нельзя назвать вполне точным, тем не менее, он имеет за собою значительные преимущества. Уяснение вопроса в таком случае много упрощается, не загромождаясь подробностями, имеющими, в общем, сравнительно очень небольшое значение и представляющими лишь специальный интерес; вместе с тем выводы о влиянии системы в указанном отношении имеют решительное значение для оценки общей суммы ее результатов во всей их совокупности. Поэтому и настоящий очерк не задается целью коснуться всех многообразных сторон действия акцизной системы. Имея своею задачей определить лишь общее, сравнительно с другими способами, значение последней для страны и государства, в этом очерке предполагается исследовать только главнейшие стороны влияния системы:
     1) на поступление в казну питейного дохода;
     2) на размеры и характер потребления населением вина,
     3) на положение винокуренного производства.
     Основанием для такого следования послужили имеющиеся у нас положительные данные как за время, предшествовавшее введению акцизной системы, так и за весь период применения этой системы, с 1863 по 1888 год включительно. Независимо от сравнения этих данных между собою, большой интерес представляет и сопоставление результатов акцизной системы с теми предположениями, которые имелись в виду при установлении этой системы. А равно и с вероятными результатами тех изменений ее, которые предлагались и предлагаются разного рода проектами, которые одно время были у нас особенно распространены. Поэтому в настоящем очерке, при разработке значения и оценке акцизной системы, имеется в виду изложить вкратце историю питейного дохода в России, описать положение дела, которое непосредственно предшествовало реформе 1863 года, и указать на те причины и цели, которыми эта реформа была вызвана, а равно подвергнуть рассмотрению и некоторые из означенных проектов, бывших у нас особенно популярными и заслуживающих потому большого внимания.