Предисловие книги:
Очерки русского бюджетного права. 1: Исторический обзор составления наших государственных росписей и бюджетная реформа Татаринова / Яснопольский Л.Н. – М.: В. П. Рябушинский, 1912. – 417 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие русского бюджетного права - тема, не затронутая в нашей литературе.
Есть ценные исторические работы для отдельных периодов нашей финансовой истории: А. Лаппо - Данилевского для Московского государства, П.Н. Милюкова - для Петровской эпохи, Н.Д. Чечулина и А.Н. Куломзина для времен Екатерины. Но они посвящены обще - финансовой истории и специальную область - бюджетное дело - затрагивают лишь вскользь. Для XIX века и того нет. Мы имеем только ценный, но сырой или почти сырой материал в Сборниках Исторического общества, в книгах Я.И. Печерина, И. Блиоха, профессора В.А. Лебедева и М. Кашкарова.
Для новейшего времени мы не имеем и таких сводных работ, кроме сборников бюджетных правил, изданных В. Саковичем и А. Широковым и С. Плеханом. Имеются исключительно лишь официальные материалы. Только на наших глазах учреждение Гос. Думы и ее бюджетное право и практика создают новую литературу в этой области, пока - журнальную и газетную (не считая соответственных глав в курсах русского государственного и финансового права) и, главным образом, государственно-правового характера. Лишь в самое последнее время появилась отдельная книга начинающего русского автора на немецком языке, посвященная нашему конституционному бюджетному праву.
Но бюджетное право - и в объективном смысле системы правовых норм, и в общепринятом субъективном смысле - главным образом бюджетной компетенции представительных учреждений, является областью, стоящею на рубеже двух дисциплин - государственно-юридической и финансово-экономической. И невидные технически-финансовые вопросы бюджетной организации и бюджетной практики реально имеют не меньшее значение, чем яркие политические принципы бюджетного права.
Бюджетная работа Государственной Думы с ясностью начинает показывать нам эту сторону дела.
Сказанного достаточно, чтобы оправдать выбор нашей темы.
Мы избираем форму очерков, из которых каждый может являться самостоятельным целым, не претендуя на роль элемента в целой системе бюджетного права. Нас интересовала прежде всего история развития норм, регулирующих установление русского государственного бюджета. Ныне действующее право явилось результатом коренной реформы, празднующей ныне свой полувековой юбилей. С тех пор оно впитало в себя ряд постановлений, осложняющих первоначальный стройный остов его.
Но, помимо того, для экономиста юридические нормы всегда оттесняются на второй план реальным осуществлением их в жизни. И в данном случае бюджетная область есть одна из тех областей, где формальное право в высшей степени способно превращаться в совершенно отличную от него бюджетную практику, иногда обесценивающую формально совершенное законодательство, иногда создающую реальную власть в рамках существенно ограничительных правовых постановлений.
Бюджетная реформа 1862 г., «вдохновителем и творцом которой, вынесшим ее на своих плечах» вместе с реформой кассовой и контрольной был выдающийся государственный работник Валерий Алексеевич Татаринов является исходным пунктом для всего современного развития нашего бюджетного законодательства, резко порвавшим с традициями дореформенной эпохи. Принципы и большая часть постановлений органического закона о нашем бюджете - акта 22 Мая 1862 года доныне является основою всего нашего бюджетного дела. Историю возникновения этого крупного финансово-юридического памятника, освещающего некоторые отчасти недостаточно известные, отчасти недостаточно оцененные моменты эпохи реформ 60-х годов, мы могли проследить по подлинным делам Татариновской Комиссии, доныне не использованным и в значительной своей части никогда не опубликованным. Для предыдущей эпохи мы не считали возможным пользоваться архивными материалами, так как и систематизировать имеющийся литературный и официальный материал, включая Полное Собрание Законов, уже представляло значительный труд. Да и для основной нашей задачи: выяснить исходные пункты действующего бюджетного права, эта работа могла быть ограничена тем материалом, который имеется уже в опубликованном виде.
В настоящем очерке бюджетная реформа 1862 г. является заключительным звеном: необходимо было выяснить его соотношение с предыдущими фактами нашей бюджетной истории.
Дальнейший очерк, архивный материал для которого уже собран нами и заключается, главным образом, в драгоценных для изучения современного нашего бюджетного законодательства материалах архива Деп. Гос. Казначейства, а также дается нашими новыми парламентскими материалами, - этот очерк посвящается нами пореформенному развитию нашего бюджетного законодательства и бюджетному праву Гос. Думы; для него изложенная здесь реформа 1862 г. окажется исходным пунктом. Здесь нам придется прослеживать уже развитие отдельных сторон крайне усложнившегося бюджетного законодательства, и не менее сложную бюджетную практику, как она отразилась за целые полвека главным образом в сметных журналах Деп. Экономии, в делах о составлении наших росписей и в цифровых данных нашей бюджетной отчетности. Наконец мы имеем в руках - хотя не достаточно полные - материалы, выясняющие историю выработки новых норм нашего конституционного бюджетного права.
Задача обоих очерков - чисто историческая: как создалось и развилось наше действующее бюджетное право и бюджетная практика.
Финансово- и государственно-политическую оценку его мы совершенно оставляем пока в стороне: для этого нужна совершенно иная, логически и методологически, работа - сравнительное изучение нашего бюджетного права и бюджетной технической стороны, - в сопоставлении его с западными образцами.
Считаем долгом в заключение выразить искреннюю и глубокую благодарность всем лицам и учреждениям, оказавшим нам многообразное содействие в публикуемой ныне работе.
Москва 21 апреля 1912 г.
Л. Яснопольский