Предисловие книги:
История политических учений. XIX век. Ч. 4 / Чичерин Б. – М.: Тип. Грачева и Ко, 1877. – 616 с. - репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
В издаваемой ныне четвертой части истории политических учений, которая запоздала вследствие частных обстоятельств, я дал значительное место изложению чисто философских систем. К этому побудило меня, с одной стороны, тесная связь между немецкой философией и немецкой политической наукой, с другой стороны, убеждение, что без философии важнейшие вопросы политической науки должны оставаться неразрешенными.
Пока мысль вращается в практической области, она может еще пробавляться одними фактическими данными, хотя и тут на каждом шагу наталкиваешься на иного рода задачи. Но как скоро мы хотим вникнуть в самую глубину предмета, понять лежащие в основании его начала, так опытный путь оказывается недостаточным. Тут возникают перед нами вопросы о свободе, о праве, о нравственных требованиях, о существе и целях государства, вопросы, на которые одна философия может дать ответ. В этом, я полагаю, должен убедиться всякий, кто серьезно исследовал область политической науки. Знаю, что философия теперь не в моде. Этому, главным образом, и следует приписать то шатание умов, которое составляет характеристическую черту современных обществ, явление всего более распространенное там, где отсутствие политической жизни открывает полный простор теоретическим мечтаниям. Без руководящей нити философской мысли, остается или бродить наобум, или произвольно очертить себе ограниченный круг воззрений, который, конечно, не может иметь притязания на научное значение. Самый легкий и, к сожалению, весьма употребительный способ выйти из затруднения состоит в том, чтобы на веру принимать самые крайние учения, на том основании, что они передовые, а потому, ближайшие к истине. Этот способ особенно в ходу в обществах мало образованных, но одержимых детскими еще желаниями стать в уровень с современностью.
Последователи этих учений, в невинности ума и сердца, не подозревают, что именно они всего более удаляются от истинной науки. Разогнать весь этот мрак может только серьезное изучение философии. В настоящей книге я старался показать, каково ее значение для политической науки, и где её границы. Читатель, который возьмет на себя, конечно, не малый труд внимательно прочесть эту книгу, надеюсь, вынесет из нее убеждения, что философия - не пустой бред человеческого ума, а развитие необходимых понятий, которое приносит и жизненный плод.