Предисловие книги: Происхождение современного народно-правового государства: Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века / Кареев Н. – С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1908. – 506 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Это предисловие - общее для двух книг, одновременно выходящих в свет: для «Западноевропейской абсолютной монархии XVI-XVIII веков» и для «Происхождения современного народно-правового государства».
     Обе эти книги стоят в самой тесной связи между собою, прежде всего потому, что входят в общую серию «Типологических курсов по истории государственного быта». В 1902 году, приняв на себя преподавание всеобщей истории на экономическом отделении С.-Петербургского Политехнического Института, я задумал прочесть, написать и издать ряд исторических курсов, из которых каждый был бы посвящен отдельному типу государственного устройства. Приведением в исполнение этого моего плана было появление в свет книг: «Государство-город античного мира» (1903), «Монархия Древнего Востока и Греко-римского мира» (1904) и «Поместье-государство и сословная монархия средних веков» (1906). Теперь появляются в печати сразу два новых «типологических курса» под указанными выше заглавиями. Что касается идеи типологического изучения истории, то она была мною разъяснена как в самих этих курсах, так и в особой статье «Всемирно-историческая и типологическая точки зрения в изучении истории».
     Первые два курса были посвящены древнему миру. Держась исторической последовательности, я должен был бы посвятить третий курс «варварским королевствам начала средних веков», - эта тема еще стоит у меня на очереди, но я занялся в нем феодализмом («поместьем-государством») и сословною монархиею, к которым теперь естественно примыкают и абсолютизм нового времени, и конституционное государство, причем история одного и другого в теперь выходящих курсах поставлена в особенно тесную связь и между собою: это как бы лишь две части общей истории политических учреждений и учений нового времени, в то же время находящиеся одинаково в связи с курсом, вторая половина которого имеет предметом сословную монархию ближайшая связь «Абсолютной монархии» и «Народно-правового государства» явствует из рассмотрения трех последних глав первой книги и III и XII глав второй. Да и вообще, кроме того, нередко в одной книге коротко говорится о том, что более подробно рассматривается в другой.
     Во всех пяти курсах я держался одной основной идеи - рассматривать каждый политический тип, иллюстрируя общие положения частными примерами из истории разных государств, освещая историю учреждений историей идей и ставя все это в необходимую связь с историей экономического быта и классовых отношений. Это, однако, не вынуждало меня держаться в построении отдельных типологических курсов какого-либо общего для всех шаблона. И научные, и педагогические соображения заставляли меня разнообразить самые планы моих типологических курсов. Наприм., из двух первых в одном была особенно подчеркнута типологическая точка зрения, тогда как в другом я вынужден был особенно выдвинуть вперед точку зрения всемирно-историческую читатель увидит, что оба новые мои курсы составлены даже прямо по очень непохожим один на другой планам.
     Основная задача «Абсолютной монархии» - дать общую характеристику западноевропейского абсолютизма. Первые четыре главы книги имеют значение вступления, две следующие - истории установления и утверждения абсолютизма, с седьмой главы начинается самая характеристика, распределенная по рубрикам династических интересов, придворных влияний, форм законодательства и суда, военного и финансового дела, экономической и социальной политики, отношения власти к религии и к другим сторонам духовной культуры и, наконец, политических теорий абсолютизма, следующие же три главы рассматривают уже эпоху постепенного падения абсолютизма начиная с Французской революции.
     «Народно-правовое государство» написано по другому плану. Во-первых, в этой книге не делается таких экскурсов из области политики в область администрации и финансов, сельского хозяйства, промышленности и торговли или экономической политики, придворных нравов и сословного быта, религии и духовной культуры, какими полна книга об абсолютной монархии. В книге о конституционном государстве все внимание сосредоточено на истории индивидуальной свободы, гражданского равноправия и народного представительства без экскурсов, за немногими лишь исключениями, в другие области. Задачею первой книги было дать изображение результатов рассматриваемой в ней системы, задачею второй - представить генезис другой системы, сменившей или сменяющей рассмотренную в первой. Если бы, далее, я стал во второй работе, подобно тому, как это было сделано в первой, располагать свой предмет по таким, например, рубрикам, как гарантии индивидуальной свободы, избирательные системы, организация представительства, компетенция представительных учреждений и пр. и пр., то в результате получился бы курс конституционного права. Вроде «политико-морфологического обзора», изданного в 1907 г. С.А. Котляревским, а не истории конституционного государства как одного из общих типов государственного устройства.
     Итак, вот в чем разница между обеими книгами с этим общим для них предисловием. В первой преобладает характеристика данного политического строя с его результатами, по возможности во всех сторонах исторической жизни, во второй на первом плане - эволюция только основных особенностей другого политического строя. Употребляя термины контовской социологии, я бы сказал, что в одной господствует статическая точка зрения, примененная к общему cosensus’у общественных явлений, в другом - динамическая и в применении лишь к одному изолированно взятому вопросу. Сделано мною это вполне сознательно и преднамеренно по соображениям отчасти научного, но более педагогического характера.
     По истории абсолютной монархии и конституционного государства написаны мною не эти только две книги: их история заключается и в пяти томах моей «Истории Западной Европы в новое время», доведенной до того же момента, как и «Народно-правовое государство». В этом большом труде, возникшем из университетских курсов Московском (1878-79 гг.), Варшавском (1879-84 гг.) и Петербургском университетах (1885-1898 гг.), прошлое абсолютизма и конституционализма было выдвинуто, так сказать, в общие рамки всего исторического движения нового времени в таких его проявлениях, как гуманизм, реформация, просвещение XVIII века и т.п., с повествовательными и биографическими элементами. Ни биографических, ни повествовательных элементов совсем нет в обоих типологических курсах из истории нового времени, но за то в них дано немало такого, что или совсем отсутствует в «Истории Западной Европы», или затронуто в ней только вскользь. Целые, в высшей степени важные стороны исторической жизни, с другой стороны, обоими типологическими курсами совсем не рассматриваются. Особенно это приходится сказать о «народно-правовом государстве», сосредоточенном по самой своей теме исключительно на одной политике и потому лишь в очень ограниченных размерах касающемся истории экономических отношений, социальных движений и социалистических учений. Что автор придает этой стороне истории XIX в. очень важное значение, видно уже из того, что в двух посвященных XIX столетию томах «Истории Западной Европы» всему этому отведено столько места, как ни в одном подобном общем труде на каком бы то ни было языке, но в «Народно-правовом государстве» автор намеренно ограничил себя тремя темами - индивидуальной свободы, гражданского равноправия и народного представительства - по мотивам, изложенным в первой же главе названной книги. Отмечаю это во избежание могущих быть упреков в том, будто я игнорирую одну из важнейших сторон истории XIX в., хотя всякий внимательный читатель, конечно, сам не пропустит сделанных в разных местах заявлений об односторонности того направления общественной мысли, которое ограничивалось одними политическими реформами без реформ социальных.
     Для того чтобы не увеличивать еще более объема обеих книг, я не даю в них обзоров литературы предмета, тем более что пришлось бы выписывать все библиографические указания из той же «Истории Западной Европы». Исключение я делаю лишь для немногих общих трудов, имеющих своим предметом абсолютную монархию. Равным образом не прилагаю я к этим книгам и исторических карт. Какие были помещены в первых трех типологических курсах в совершенно специальных целях.

Н. Кареев