Предисловие книги: Элементы понятия права / Чижов Н. – Варшава: Тип. И. Носковского, 1880. – 194 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Автор смотрит на предлагаемую книжку, как на материал к разъяснению природы права, образовавшийся у него под руками, при изучении им предмета своей специальности. Он советует читателю считать данное сочинение не иным, как программой, основные пункты корой потребуют впоследствии от него подробного рассмотрения. В основу этой программы положено исследование элементов понятия права.
     В данном исследовании право рассматривается как норма, определяющая внешнее поведение людей в их совместной жизни. Воздействие нормы права на внешнее поведение людей выражается, главным образом, в трех формах: 1) в форме физического принуждения, 2) в форме органического соединения людей и 3) в форме урегулирования, уравновешения общих и частных интересов. Эти три формы воздействия права на человека определяются трояким составом природы права, тремя элементами - существенными признаками права, а именно: физическим, органическим и этическим. Природа права или его элементы есть продукт господствовавшего принципа совместной жизни людей на той или другой ступени человеческого развития. Этим принципом обуславливается характер данной нормы права; сообразно с этим принципом, личность, когда подчинялась требованиям нормы, видела в последней тот, или другой, или третий элемент понятия права.
     Рассматривая историю права, можно заметить, что личность подчинялась норме права потому, что видела в ней - или силу, или средство соединения с другими людьми, или условие взаимодействия своих интересов с интересами всех других, т.е. она усматривала первый, второй и третий элемент понятия права.
     При изложении характера элементов понятия права, автор вступил в познание человеческой духовной природы. Познать человеческую природу, по его мнению, значит открыть те силы, совместная деятельность которых производит единство явлений личной жизни, значит указать и выяснить органические основные понятия личности, сводя их к сущности человеческого бытия.
     Учение об основных силах предмета, как причинах его явлений, есть наука вообще. В применении к праву, можно сказать, что наука есть понимание юридических явлений и юридических норм, как следствий правопроизводящих сил, сводящихся к жизни личности. Вот почему, автору пришлось рассмотреть развитие элементов права в связи с развитием способностей и сил человека.
     Чтоб понять природу предмета, то есть, чтобы усвоить единство явлений из их причин, употребляется два способа. Сперва разлагают предмет на его составные части и описывают свойство каждой из этих частей. Этим различением предмета на его составные части достигается возможность подметить общее предмета в его частностях, на основании которого (общего) все части предмета образуют одно органическое целое. За расчленением предмета на его составные части начинается другая работа ума, состоящая в наблюдении за деятельностью общих сил в явлениях, за реализацией сущности в частностях. Этим вторым способом происходит оправдание основными силами состояния частей предмета. Первый из способов изучения природы предмета можно назвать аналитическим, а второй синтетическим. Анализ и синтез автор приложил и к изучению природы человека, как существенного момента права.
     Связь понимания права с изучением природы человека, с изучением его способностей и сил, очевидна до ясности. Как известно, ведению права подлежат внешние действия людей относительно друг друга; результатом этих действий являются отношения. Для уяснения природы права. Следует понять человеческие действия и отношения. А так как действия человека и его отношения стоят в непосредственной зависимости от способностей и сил, коренящихся в самом человеке. То нужно усвоить природу и этих способностей и сил.
     Центральное место между духовными способностями и силами человека занимает воля, работающая под действием разнообразных мотивов. Отсюда возникает необходимость войти в рассмотрение внутренних сил человека в их отношении к человеческой воле, т.е. понять организацию человеческой деятельности. Разлагая человеческую природу, легко заметить в ней две стороны: духовную и физическую, а соответственно им, два рода потребностей: духовные и телесные. Физическая сторона человеческой природы выражает свое отношение к духовной в форме чувства, а духовная к физической - в форме мысли. Человеческая деятельность есть продукт чувства и мысли; их взаимным отношением обуславливается вся человеческая жизнь.
     В основе человеческой деятельности стоит воля, как способность сознательного самоопределения человека. Воля подчиняется в своем проявлении чувству и разным духовным способностям человека. Степенью эмансипации воли от чувства и мерою ее подчинения разуму автор обусловил свободу человека, которая возможна только при высшем духовном совершенствовании человека. Воля свободна, когда она сознательно располагает человеческою деятельностью.
     Под влиянием взаимного отношения чувства и мысли в человеке вырабатывается понятие цели человеческой жизни и деятельности. Так как это отношение чувства и мысли бывает разнообразно, то у человека существуют неодинаковые цели жизни, а разнообразие целей основывает разные ступени развития человека. Но на всех этих ступенях человеческого развития целью человека было удовлетворение потребностей тела или духа в той или другой степени.
     Духовное несовершенство человека сказывается в том, что человек целью свое жизни ставит исключительно удовлетворение своих чувственных потребностей. Это состояние человека есть состояние исключительного эгоизма. Анализ эгоизма привел нас к его основе - самосохранению, телесному самоподдержанию. В силу такой основы человеческой деятельности, эгоист явления нравственной жизни измеряет чувством приятного и неприятного, а оценка людей производится им на основании физической или материальной их пригодности для эгоистических его стремлений. Эгоизм, как основа совместной жизни людей, производит господство физической силы, отстаивающей самосохранение человека. Отсюда непосредственно вытекли рабство и деспотизм. Жизнь первобытных народов полна отношений, основанных на эгоизме. Последний, дает себя знать там во всех юридических и социальных явлениях.
     Эгоизм организуется в семье, в которой он проявляется в отношениях мужа к жене, отца к детям. Но семья, же и разлагает эгоизм. Кровные связи, совместный труд смягчают жестокие отношения мужа к жене, а отражение в детях образа родителей. Возбуждает в последних, по отношению к детям, симпатию, сострадание, защиту, покровительство. Состояние эгоизма проходит каждый человек и каждый народ. Это неизбежное состояние человека положило свою печать на природу права, введя в нее физическую силу, как элемент права.
     Симпатия, покровительство, защита живут и в боле высших формах, чем семья. Они проявляются в роде, общине и т.д. Во имя их, целая общественная группа людей отстаивает своего члена от насилия со стороны других. Под покровом сострадания, покровительства сильнейшими слабейших, совершается переход сильнейших в правящих, а слабейших в управляемых. При чем, покровительство, защита, основываются на двух началах: сперва, на частном интересе покровительствующего, а затем, на понятии общего блага покровительствуемых. При этом общее благо, осуществляемое покровителями, осквернялось долго их частными расчетами и только впоследствии, покровительствующие всецело отдались преследованию общего блага. Но как первая, так и вторая форма покровительства, перенесенная на общество, несостоятельны. Первая вела к эксплуатации лица частною личностью, а вторая к поглощению обществом или государством индивида, причем понятие общего блага служило, часто, только благородным предлогом означенного употребления во зло человеческой личности. Если совместную жизнь людей обосновывать исключительно на идее общего блага невозможно, то нужно был открыть новое основание для общества или государства. Это основание нашлось сейчас же, как только вспомнили о человеческой личности, признали её самостоятельность. На долю личности выпала трудная задача: устанавливая порядок, ненарушимо пользоваться свободой.
     Потребность в новом основании совместной жизни людей не исключает, однако, значения системы покровительства, основанной на понятии общего блага, в образовании состава природы права; она только требует устранения исключительности понятий покровительства и общей пользы, как основ совместной жизни людей. На системе покровительства, в связи с системою общего блага, воспиталось органическое соединение людей, явился органический элемент понятия права.
      Новое основание совместной жизни людей требует примирения потребностей личности с понятием общего блага, под условием осуществления в совместной жизни людей идеи государства, точно так, как высшее духовное развитие человека требует равновесия и взаимодействия внутренних сил человека, под действием разума. Новое состояние есть отражение нового понятия человека о своей жизненной цели, понятия, по которому личность признается активным моментом в совместной жизни с другими, а эта совместная жизнь людей из органического превращается в этическое целое. Этическое целое предполагает самосознающие его части. Если же самосознание состоит в урегулировании внутренних способностей и сил человека, на основании подчинения их требованиям разума, то оно в совместной жизни людей должно произвести взаимодействие частных требований с общими, или, говоря прямо, должно вызвать деятельность справедливости. Равновесие частного и общего начала совместной жизни людей есть отражение равновесия людей, которое воспитывается сперва на почве равновесия лиц, а потом, на признании каждым и в каждом общечеловеческого достоинства. Истинная справедливость отразила на себе оба этих элемента, признав равновесие человеческих сил и равномерное воздаяние каждому по его человеческому достоинству. Только при справедливости в таком смысле сделалось возможным осуществление у людей права и государства.
     В данном сочинении автору хотелось провести аналогию между духовным развитием каждого индивида и развитием народа и этим духовным развитием определить элементы права. Вот почему, он осмеливается сказать, что все развитие человека и народа проходит три ступени и образует три состояния, характер которых определяется тем, как человек понимал самого себя и свою цель в жизни, в совместной жизни с другими. Каждый человек проходит три состояния, в которых он стремится: 1) или захватить себе все (эгоизм) , 2) или находится под покровительством других (во имя частного или общего блага), 3) или, наконец, самостоятельно располагает своею деятельностью. Эти же состояния проходит личность, когда является членом общества или государства; эти же состояния слагают природу права из элементов: физического, органического, этического.
     Найдя, аналитическим путем, в природе человека основы для состава права, найдя силы, которые обуславливают характер действующей юридической нормы в природе человека, автор старался оправдать этими, им найденными, общими силами проявление нормы права и ее влияние на положение личности в общественных организмах: автор применил синтетический способ, оправдывающий основными силами характер юридических явлений и норм.
     Первая основная сила, под влиянием которой слагается норма права, был эгоизм, как результат узкого понимания человеком своей жизненной цели и, как следствие, отсутствия индивидуальной сознательной самоопределимости. Продукт этой силы вправе можно заметить у всех неразвитых духовно народов, у которых право - сила, повиновение - из страха, высшее благо - тело; у которых деспотизм соединяет людей в одно механическое целое и т.д.
     Второй силой, влияющей на характер нормы права, была необходимость личности подчиняться сильнейшему, в интересах своей собственной жизни. Эта необходимость, слабого в сильном, вызывает покровительство (на частном или общем начале) сильнейшего по отношению к слабейшему. Под покровительством вырабатываются органическое соединение людей и органический элемент понятия права, водворяющий единство народной жизни; под действием этой силы воспитываются народные интересы в противоположность правительственным; возникают и организуются две формы права - закон и народное право. Излишнее усердие правительства о благе своих подданных производило централизованное полицейское государство, стеснившее все виды самостоятельности личности. В централизованном полицейском государстве возникала общая норма права для всех, которая, однако, не означала юридического равенства, а только стремление правительства объединить народ под своею властью; под действием правительственного объединения народа вырабатывается понятие государства в противоположность обществу; единая народная жизнь создает в народе потребность реализовать свои правопонятия независимо от государства. Результат этой реализации приводит к борьбе общества с правительством, народного права с законом. Нужно было проявиться новой силе, которая уничтожила бы борьбу правительства с обществом. Мало помалу, выдвигалась третья сила, создавшая третий элемент понятия права.
     Третьей силой, влияющей на образование природы права, было сознание личности в необходимости солидарного отношения между частными и общим интересами. Это сознание вырабатывает этический элемент понятия права и образовывает из совместной жизни людей этический организм.
     Этический организм есть отражение духовного совершенства человека, (когда все силы и способности человека находятся в равновесии под руководством разума); все части этического организма состоят под действием этического закона, требование которого «признавай и не нарушай святости личности, потому что она такое же разумное существо, как и ты» говоря короче: «будь человеком». Этический организм требует от личности юридической зрелости и развития политического смысла; в этом организме осуществляется юридическое равенство людей, превращающее подданных в граждан; здесь развивается гражданская свобода, гарантированная строгою организациею функций государственной власти и участием народа в заведывании государственными делами. В заключение данного изложения, автор указал на связь релятивности норм права с релятивностью авторитета, издающего их, и наметил взаимное отношение элементов понятия права в этическом организме, которым должно быть государство.

Гейдельберг, 1880