Предисловие книги: Право лица и государство: Введение к изучению юридических наук / Бэдан Ш., проф. Париж. юрид. фак.; Пер.: К. Шуринов. – Воронеж: Типо-лит. "Воронеж. изд. т-ва", 1917. – 192 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Революция 1789 года расторгла узы, соединявшие в дореформенном строе, лицо с Государством; она, тем самым, открыла эру индивидуализма: в этом заключается весь дух Декларации прав человека.
В наши дни обнаруживается противоположная тенденция. Личность, или испугавшись своего одиночества или сомневаясь в своих силах, предоставленных самим себе, стремится укрепить свои связи с общественными группами, хотя бы для приобретения их поддержки, надлежало пожертвовать своей независимостью. Снова обнаруживается стремление предоставить Государству преобладание над частной инициативой и даже над правами человеческой личности.
     Откуда произошло столь живительное и могущественное движение в конце прошлого века? Откуда и под какими влияниями возникло движение в обратном направлении, которое мы наблюдаем в наши дни? Я хотел бы это исследовать в этом сочинении, и для этого я сделаю краткий обзор тех превращений, которые испытывала в прошлом идея индивидуального права, дабы выяснить основы, современных, враждующих между собою, учений.
     Вечный вопрос о принципе права лежит в основе этого сочинения. Нет более существенного вопроса, охотно скажу, более современного, хотя он стар, как мир. Общество может быть могущественно и может процветать, невзирая на крупные заблуждения в науках о мире физическом; так, например, долгое время думали, что солнце вертится вокруг земли, и это не помешало человечеству иметь славные моменты в своем историческом развитии. Напротив того, стоит заблуждению нравственного или политического порядка внедриться в страну, чтобы судьба ее была предрешена; народы, которые не подчиняются дисциплины принципов, рано или поздно подпадают под дисциплину силы. В особенности в демократическом обществе, где общественное дело есть, дело всех, никто не может жить с достоинством и выполнять свой гражданский долг, не имея о собственной личности, своих ближних и об своих отношениях к ним, об обществе, в котором он живет, ясных представлений, с которыми он соразмерял бы свои мысли и поступки.
     В мои намерения не входит написать сочинение аналитического характера, еще менее метафизического. Я буду пользоваться из научных систем в их исторической последовательности только их общими формулами и буду рассматривать эти последние в их приложении к обществу и государству больше, чем в отношении их внутренней сущности.
     Предоставляю публике результат исследования, которое я, сперва, когда приступал к нему, предполагал сделать лишь для себя; главным образом предоставляю его воспитанникам наших школ, которые найдут в нем, я уверен, полезное введение к изучению юридических наук.