Предисловие книги: Эволюция права и общественное сознание / Танон Э.; Пер.: Фитингоф А.П., бар. – С.-Пб.: А.С. Суворин, 1904. – 147 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ

     Предлагаемый перевод книги Танона в отношении содержания распадается на две части. Одна из этих частей, чисто критическая, посвящена обзору различных воззрений на право, другая, до известной степени догматическая, стремится передать личные взгляды автора на право, на сущность общественной эволюции и прогресса. Собственно говоря, и во второй части преобладающее место занимает критика. Танон в своем труде старается доказать, что право само по себе не обладает творческой силой, что оно не что иное, как один из фактов общественности (мысль не новая); отрицая за правом созидательные свойства, в противовес господствующим воззрениям на непреложность закона борьбы за существование в человеческом обществе, Танон высказывается в более идеальном смысле.
     Танон настаивает на том, что борьба людей друг с другом не есть решающий фактор в образовании общественных явлений. По мнению автора, будущее человеческих обществ принадлежит дружественной свободной кооперативности, которая отымет у права присущий ему теперь характер внешней принудительности. Мысли эти тоже не новы по существу и в иной форме уже давно были высказываемы различными мыслителями. Но в данном случае если не нова идея, то нова форма, в которую она выливается, новые некоторые пути ее обоснования. В этом смысле интересны и поучительны положения, избираемые Таноном в качестве тезисов исследования. С автором можно соглашаться или не соглашаться - это другой вопрос, но ему приходится отдать должное в его стремлении защиты разумности в общественных отношениях взамен признания господства силы и сильных стихийных начал.
     Но прежде, чем перейти к личным взглядам, Танон предпосылает им критический обзор господствующих общественных теорий. В этом случае он обнаруживает, кроме знакомства с самим предметом, удивительную способность к тонкому анализу. В первой части своего труда автор обличает заблуждения школы естественного права, школы исторической и критически разбирает воззрения Иеринга; во второй - он ратует против переноса дарвинизма в науку о праве и обществе. В этом смысле его труд может явиться очень значительным подспорьем в деле ориентирования среди многочисленных и часто противоречивых старых и новых общественных и правовых теорий. Как известно, и в науке бывают свои моды, но достоинство книги Танона заключается в том, что к таким модным веяниям и течениям он относится самостоятельно и, между прочим, с успехом борется против воскрешения давно сданной в архив теории естественного права. Наряду с другими, это обстоятельство и заставляет считать перевод книги Танона полезным для лиц, интересующихся общественными науками и общей теорией права.