Предисловие книги: Свобода и ее гарантии: Популярные социально-юридические очерки / Гамбаров Ю.С. – С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1910. – 288 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     «Мало вещей, которые бы понимались так различно, как свобода», писал еще в половине минувшего столетия Дюнуайе, один из видных представителей и панегиристов доктрины экономической свободы во Франции. И эта неопределенность понятия свободы - особенно, в его применении к политике и праву - не может считаться устраненной и в настоящее время. В политике свободой определяются как функции и пределы власти, которой может по справедливости располагать общество в отношении к своим членам, так и юридическое положение каждого из этих членов общества в отношении к объединяющему их целому. Никто не отказывает этим вопросам в основном значении для всей социальной и индивидуальной жизни, и тем удивительнее должна казаться все продолжающаяся неустановленность того понятия, которое определяет эту жизнь. И в области права понятие свободы лежит в корне всех юридических отношений, содержащих в себе не только полномочия на те или другие действия, но и обязанности повиновения, в последнем случае против обязанного стоит управомоченный - все равно, будет ли им частное лицо или тот или другой орган общественной власти. В этом смысле мы могли бы сказать, что область права совпадает с областью свободы, хотя «правами свободы» называют здесь и особый вид прав, который составит главный предмет настоящих очерков. Но несмотря ни на общее, ни на особое значение этого предмета для права, юридическое понятие свободы остается так же в тумане и принадлежит к числу наиболее спорных во всем правоведении. Это последнее не может даже решить вопроса: существуют ли вообще «права свободы», и, если существуют, то составляют ли они только ограничения государственной власти, ей самой налагаемые на себя и осуществляемые только по ее инициативе, или они - суть. В то же время, и самостоятельные против нее притязания отдельных лиц, осуществляемые в форме судебных исков и других способов юридической защиты. Мы попробуем разрешить этот существенный для всего юридического учения о свободе вопросов во 2-ой главе нашей книги, где будут рассмотрены и важнейшие из юридических гарантий свободы. Но в 1-ой главе мы считаем, что полезно дать общий обзор различных форм свободы и различных представлений, связываемых с этими формами. Этот обзор раскроет нам как чрезвычайное разнообразие этих форм и вкладываемого в них содержания, так и единство понятия свободы во всем том, что определяет отношение индивида к государству и государства к индивиду. 3-я и последняя глава будет посвящена исторической эволюции свободы, которая объяснит нам постоянный рост и современную постановку всего учения о свободе.
     Что касается свободы в философском смысле, т.е. в смысле свободы воли и последнего, не сводимого к иному понятию основания социальной жизни, в этом смысле свобода выступает в, так называемом, «индивидуалистическом» мировоззрении, противополагаемом «социализму» или «этатизму». Как мировоззрению, которое видит конечную цель не в индивиде, а в обществе, и подчиняет принцип индивидуальной свободы принципу государственного порядка, - эта свобода останется вне рамок нашей работы. С «индивидуализмом» и «этатизмом» мы будем иметь дело не как с мировоззрениями, а как с политическими и юридическими доктринами, сыгравшими и продолжающими играть большую роль в выработке общего учения о свободе и развитии соответствующих ему общественных отношений. Если же мы говорили бы о свободе, как о конечном основании и конечной цели жизни, то нам пришлось бы признать ее или отвергнуть, как предмет не столько научного знания, сколько веры. Мы были бы осуждены на гипотезы, которые нельзя было бы ни доказать, ни оспорить средствами научного исследования. Не сочувствуя такого рода построениям, едва ли способствующим выяснению тех понятий, которые предполагаются ими скорее уже известными, чем искомыми, мы будем заниматься свободой исключительно как фактом политической жизни и как правом, утверждаемым за личностью законом и другими действующими рядом с ним нормами.
     Нас будут интересовать только факты общественно-политической и юридической жизни, и мы удовольствуемся анализом и синтезом этих фактов, не впадая в тот априоризм, который позволительно считать язвой огромного большинства сочинений, написанных на тему о свободе.

Гамбаров