ВВЕДЕНИЕ
Автор предлагаемой читателю книги предпринял свое исследование в глубоком убеждении, что одним из главных могучих орудий научного познания является изучение проблем в их историческом развитии. Автором неизменно руководила мысль, что в истории человеческого духа есть постоянное поступательное движение, что история мира есть не бессмысленное круговращение и не простое колебание, подобное волне в океане, а органическое развитие изначальных, живших сил, что вселенная правится необходимыми законами, из которых одним из наиболее вероятных является закон исторической эволюции. С тех пор как человеческая мысль, отказавшись от религиозного мистицизма, перестала смотреть на историю человечества, как на утрату первоначального совершенства и как на постепенное падение и отдаление от Бога, создавшего мир прекрасным и гармоничным, она стала искать гармонию и совершенство в конце истории, а не в ее начале. Отсюда вера в превосходство будущего над прошлым. Идея прогресса и эволюции есть величайшее приобретение человеческого разума за последний век, и автор, не выделяясь из общего потока научной мысли, не нуждается, думается, в особом оправдании с его стороны. Кондорсе и Кант, Гегель, Конт и Спенсер исчерпали всю силу человеческих доказательств в пользу того, что история политических обществ управляется законами прогрессивного развития, и было бы ненужной и горделивой попыткой снова взять на себя доказательство этой мысли.
Обращаясь к объему, пределам, методу и предмету частной задачи, поставленной себе автором и являющейся лишь приложением указанного общего научного принципа, автор считает необходимым дать некоторые объяснения.
С точки зрения признаваемого автором метода исследование развития идеи юридической организации человечества, поставленное во всей своей полноте, должно было бы проследить, как видоизменялась и развивалась эта идея под влиянием изменения всей исторической обстановки, как изменение в учреждениях и в формах общечеловеческих и международных отношений отражалось на изменениях юридических идей и политических идеалов организации человечества.
Однако предлагаемая работа не ставит вопроса во всей его широте. В ней идея общечеловеческой организации исторически изучается и юридически анализируется в известной искусственной изолированности, сама по себе, вне связи ее с окружающими ее историческими условиями и вне соответствия ее запросам общественной жизни. Нельзя, конечно, не признать известного основания за тем возражением, выставляемым против такого метода, что идея берется обособленной от среды и таким образом как бы признается диалектический, самостоятельный рост идеи. Но автор нисколько не намерен становиться на такую метафизическую точку зрения; если он не попытался связать рост интересующей его идеи с ростом общечеловеческих организованных отношений, то лишь в силу сложности и почти невыполнимости такой задачи. Это значило бы написать всемирную историю. Предлагаемая работа есть попытка собрать воедино и осветить одною общей мыслью многочисленные положения, высказывавшиеся в различных политических теориях об организации человечества.
Когда автор решил посвятить свой труд исследованию истории международного федерализма, им руководило сознание великой важности именно этой проблемы. Наша эпоха живет в атмосфере федерализма, и теория федерализма представляет собою самое жизнеспособное и полное блестящего будущего течение. Межгосударственная, государственная и социальная жизнь являет бесконечное множество всякого рода федеративных образований. Международная жизнь мало-помалу перестает быть bellum omnium contra omnes, постепенно выходит из состояния анархии и полной аморфности и вступает в стадию союзной жизни. Всевозможные союзы, соглашения, конвенции, международные суды довершают дело общечеловеческого объединения. Рано или поздно, в более или менее близком будущем, человечество объединится в одну или несколько обширных конфедераций. В настоящее время центральным вопросом международного права является международный федерализм. Кто хочет понять глубокие трансформации, совершающиеся в межгосударственной жизни, и уловить черты грядущей эпохи, должен уяснить себе природу международного федерализма.
Настоящее исследование посвящено лишь международной стороне политического федерализма. Автор задался в нем целью проследить развитие идеи юридической организации человечества. Его исследование естественно распалось на три главные части. В первой исследуется универсалистический идеал, во второй - теория всемирного права и в третьей - идея федеративной организации человечества.