Предисловие книги:
Источник и формы права / Чижов Н. – Варшава: Тип. И. Носковского, 1878. – 266 с. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя среда и внутренний мир человека заключают в себе взаимодействие элементов (как сил), их наполняющих. Это взаимодействие элементов в среде внешней жизни и внутреннего мира человека замечается в гармонии, согласии, которая существует, как в отношениях между индивидами друг с другом; - между индивидом и облекающей его средой, так и между явлениями духовного (внутреннего) мира человека, и которая проявляет видимую стройность человеческой внешней и внутренней жизни.
Просматривая внешние явления и отношения в человеческих союзах, мы подмечаем особенные группы, кода складываются сходные и сродные между собою явления и отношения. Одну из этих групп обосновывает потребность личности и социальных сфер пользоваться известными благами, для удовлетворения своих нужд. Эта потребность данной группы приводит в постоянное соприкосновение явления и отношения, составляющие содержание этой группы. Отношения и явления данной группы человек стремится свести к определенному порядку, - сделать из них стройное целое, позволяющее ему, как можно, легче воспользоваться личными и имущественными благами для удовлетворения своих потребностей. Разграничением, определением этих явлений и отношений, по общепринятому, занимается право, которое характеризуется, между прочим, как начало стройной внешней взаимной людской жизни и деятельности.
Если же мы войдем в область человеческого духа, тои здесь заметим систему групп явлений с определенным строем; и здесь увидим, что гармоническое воздействие сил (духовных) друг на друга, обоснованное на определенном начале, производит правильное бытие всей духовной жизни человека.
Гармоническое соотношение между духовными явлениями человека или стройность внешних отношений в человеческих союзах, водворяемая правом, имеет в основе своей три начала, три закона, из которых каждый служит основанием определенной, ему соответственной, сферы явлений, и все они, т. е. законы, вместе составляют силы, устраивающие гармонически внешнюю и внутреннюю жизнь человека. Эти законы направляют человека к истине (закон логический), к прекрасному (закон эстетический) и к доброму (закон этический), причем, каждое из этих следствий закона (т. е. и истина, и прекрасное, и доброе) представляет выражение гармоничности.
Указанные законы, законы человеческого духа, составляют руководящие начала всей человеческой жизни и деятельности. Они вводят человека в сочетание, в гармонию и с окружающей его средой. Так: Закон, ведущий человека к истине, стремится водворить гармонию между субъективным мышлением и объективным бытием. Закон, направляющий человека к прекрасному, стремится устроить согласие нашего духа с формою предмета. Закон, побуждающий человека к добру, приводит в гармонию человеческие действия с существом предмета, к которому они относятся. Этим предметом является или сама личность или сумма ей подобных. Что это так, что законы человеческого духа вводят гармонию, согласие во внутреннем мире человека и стремятся сочетать человеческую жизнь и деятельность с окружающей человека седой, то ясно выражается в потребности каждого человека устранять противоречие, безобразие и безнравственность, в обширном смысле этого слова (контр-этичность) из своей мысли и жизни.
На законе, ведущем к истине (логическом), покоится область человеческого знания. На законе, ведущем к прекрасному (эстетическом) покоится область искусства. На законе же, побуждающем человека к добру (этическом) основывается область практической жизни человека и явлений, составляющих содержание этой жизни, как то: религии, морали, справедливости, права, устройства общества, государства и т.д. Отсюда право, как начало, основывающееся на этическом законе, ведущем к гармонии человеческой деятельности с существом предмета, к которым она относится, уже по своему принципу и происхождению, должно вводить гармоническое сочетание человеческих (внешних) отношений. Вот, почему мы выше назначили праву роль определителя (регулятора) людских (внешних) отношений. Вне этой миссии (регуляторской) право не имело бы значения, ибо оно не соответствовало бы своему основному, руководящему началу (этическому закону). Право, развиваясь и обнаруживаясь сообразно с его коренным законом человеческого духа, делает возможным существование многих разумно-свободных существ, чем и способствует бытию социальных групп, организмов (семья, род, народ, государство).
Ум человеческий долго не мог найти закон, руководящий правом; ему долго не приходилось открыть начало, от которого зависит существование права. Говоря иначе, человеческой проницательности нужно было пройти тысячелетия прежде, чем она обрела причину, проявляющую право, как элемент социальной жизни. (Эта правопроизводящая причина и есть источник права).
Если мы спустимся в историю человечества и присмотримся к области человеческого рассуждения о праве, то заметим, что разрешение вопроса об источнике права столь же старо, как не нова и мысль о самом праве. Мысль же о праве кроет свое начало на дне древности человеческого рода и не обинуясь, можно сказать, что мысль о праве и разрешение вопроса об источнике права совпадает с первым образованием форм социальной жизни рода человеческого.
В каждой социальной форме человеческого бытия существовали и существуют известные отношения, определяемые какими либо положениями, с которыми члены той или иной социальной формы человеческого существования считают необходимым сообразовать своё поведение. При направлении своего поведения по данному положению (норме) человек невольно относит происхождение этого положения к определенному началу, сообщающему данному положению обязательность, необходимость его применения. Иначе говоря, ценность данного определителя человеческого поведения сводится к его источнику.
Источника положений, действующих во внешних отношениях той или другой социальной группы людей, человек, в течение всей мировой истории, искал или вне себя (природа, Бог, социальная среда) или в себе самом, в законах своего духа.
На пути отыскания источника права человек подходил к более или менее ясному пониманию права. Так что разрешение вопроса об источнике права шло (и будет идти) в связи с определением понятия права. Вот почему вопрос об источнике права может быть сведен на вопрос об усвоении, определении человеком права.
Если мы под усвоением человеком права будем разуметь приобретение им сознания природы права, для надлежащей осуществимости человеческой свободы, след. Для постановки юридического сознания в число реальных причин, дающих определенность данным жизненным отношениям людей между собою, то источник права мы обретем тогда, когда уразумеем природу сознания, открывающего законы и потребности человеческого духа, как причины почти всех социальных явлений, к числу которых относится и право. В силу этого можно сказать, что человек находит и обретет источник права только через самосознание.
При разрешении вопроса об источнике права, мы разберем духовную природу человека (её законы), как такового, как конкретного, действительного производителя права, считая общество, государство только средою, в которой живет созданное право. Правопроизводящую силу мы будем искать в субъекте, в его духе, а не во внешней, его облекающей среде (природе, Боге, социальных организмах).
Каждому, полагаем, ясен тот факт, что общество слагается из лиц. Все, что есть живого и деятельного в обществе, так это - лицо, которое можно назвать жизненной силой общества и всех его продуктов (а, следовательно, и права). Формальная единица (общество) имеет жизнь на столько, на сколько живут и действуют наполняющие оную действительные единицы (индивиды). Мы вполне согласны с мнением Профессора Кашницы, что в области общественных отношений прежде всего действует не кто иной, как индивид, никто прежде его не влияет на образование права. Он действительно практическая сила в самом же обществе, действительно практический элемент в жизни его.
Из субъекта, личности, под влиянием требований человеческого духа гармонии, порядка в человеческой жизни и деятельности, в виде лучей, расходятся правовые системы и нормы, в которые вплетаются жизненные явления и отношения. Социальной среде, как целому, в которой живет субъект, как часть, можно приписать только образовательную, формальную, а не материальную деятельность в произведении права.
Мы считаем себя даже обязанными, для разрешения вопроса об источнике права, разобрать природу индивида, как части целого социального организма. Мысль человеческая всегда должна разлагать целое на части для того, чтобы лучше познать его, чтобы через выяснение связи между элементами целого надлежаще понять внутреннее его устройство и внешний вид. И действительно, когда мы целое (общество) расчленим на составы (индивиды), проникнем во внутреннюю жизнь составов и постараемся присмотреться к внешней их деятельности, то взору нашему предстанет то дивное зрелище, где личность, субъект в сфере своей природы (внутренней и внешней), на основании взаимодействия и согласования законов и явлений личной и социальной своей жизни, производит право и форму его.
Если социальную жизнь составляют жизни индивидов, если социальная среда человека коренится в его личной природе, то не следует ли, поэтому, для понятия природы, для определения происхождения права, забраться в ту мастерскую, где работается право (в глубину личной природы) и наблюдать, каким образом личность через саморазвитие и усовершенствование определяет, усваивает право; каким образом личность подходит к истинному источнику права? Мы, на этот вопрос, даем положительный ответ и правотворческую силу, как уже замечено несколько ранее, относим к субъекту, к личности, устраивающему жизнь права по своим законам, а не к окружающей его социальной среде. На почве человеческого духа мы постараемся провести путь, идя по которому, личность (субъект, индивид) разрешала вопрос об источнике права. Мы берем на себя смелость показать, что личность разрешала этот вопрос по мере сознания самой себя. Кроме того, через все наше исследование будет проходить оправдание тех положений, что источник права личность находила при посредстве эмансипации своего духа и действий от окружающей среды;
что эмансипация духа и действий личности шла в связи с самосознанием личности;
что самосознание личности дало ей возможность подойти к самостоятельности и свободе;
что самостоятельность и свобода составляют существенные усилия справедливости;
что справедливость и необходимый элемент права и, в конце, попытаемся решить вопрос: где должно искать источника права?