Предисловие книги: Русские парламентские прецеденты: Порядок делопроизводства в Государственной Думе. Вып. 1-2 / Пиленко А., прив.-доц. С.-Петерб. ун-та. – С.-Пб.: Тип. т-ва "Обществ. польза", 1907. – 305 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В начале настоящей брошюры мне хотелось бы изложить ее объем и цель.
Она составляет изложение русских парламентских прецедентов, касающихся думского делопроизводства. Я не имел в виду исчерпать все те нормы, которые могут быть необходимыми для того, чтобы это делопроизводство было регламентировано исчерпывающим образом. Я излагаю только то, что уже принято было, в той или иной форме, первой государственной думой. Указаний de lege ferenda я почти не делаю. Там, где есть пробел в практике первой думы, - есть пробел и в моем изложении.
     Затем, я не задавался мыслью использовать практику и регламенты иностранных парламентов; сравнительное изучение того, что имеется в моей брошюре, с тем, что можно найти, например, в известном сборнике Moreau, также не входило в мои планы.F. Moreanet J. Delpech, Les reglements des assemdlees nlegislatives, Paris, 1906.
     Наконец, мои «прецеденты» касаются только того, что происходило в 38-ми опубликованных заседаниях первой государственной думы. Я не касаюсь ни комиссионной работы (прецеденты в этой области могут быть собраны - да и то с величайшим трудом! - только самими членами комиссий, бывшими депутатами), ни чисто канцелярской техники тех чиновников, которые действовали вокруг государственной думы.
     Я собирал прецеденты. Я понимаю этот термин шире, чем обычай. Обычай складывается из целого ряда прецедентов, в связи с укрепляющимся представлением об обязательности соответственной нормы. Наличность уже сформировавшегося обычая можно доказать лишь в самом незначительном числе приведенных мною прецедентов.
     Затем, мне не известно, выкристаллизуются ли намеченные мною прецеденты в соответственные обычаи. Может быть, - да; может быть, - нет. Я даже не стараюсь, путем критики, направить думскую правообразующую мысль в ту или другую сторону. Я только излагаю. Я хотел бы помочь будущей думе в сознательности и планомерности ее работы. Может быть, народные представители отринут известный прецедент: но необходимо, чтобы, отвергая его, они действовали сознательно; - чтобы они знали, какой именно прецедент они отвергают; - чтобы они отнюдь не бродили впотьмах случайных решений. Наоборот, может быть, они воспримут и утвердят прецедент: опять таки, нужно, чтобы их волеизъявление было не случайным.
     Для чего все это нужно? - Для того чтобы воля народа укрепляла и восполняла самое себя. «La Douma est morte, vive la Douma!». Народное представительство только тогда будет прочным, только тогда утвердит свой авторитет, - когда его воля будет постоянной и непрерывной, даже в мелочах. Во имя устранения даже мелких противоречий в изъявлениях народной воли - я и написал эту работу.