ВВЕДЕНИЕ
В современных правовых государствах наряду с монархом существует особый государственный орган - народное представительство, которое обеспечивает населению участие в процессе государственного управления во имя осуществления его интересов. В противоположность абсолютному государству, Где государственной власти противостоит народ, как объект юридического воздействия власти, правовое государство представляет собой в государственной жизни сочетание и взаимодействие правительственной власти (в лице ли монарха или избранного президента) и народа.
Органом, которое осуществляет народное представительство, является парламент, или собрание представителей народа. Весь характер деятельности этого высшего носителя народного верховенства, все направление его деятельности обуславливается его составом. Поэтому, в виде наиболее совершенного отправления государственных функций парламента, представляется чрезвычайно важным способ избрания депутатов парламента.
Избирательное право бывает активное и пассивное. Активное избирательное право есть право гражданина подавать голос за излюбленного им кандидата в народные представителей, пассивное избирательное право есть право лица быть избранным в качестве такого представителя.
Нам следует прежде всего выяснить пределы и содержание этих субъективных политических прав гражданина, на которых основывается парламентская жизнь страны.
В последнее время в литературе и на практике выдвигается мысль о том, что при обыкновенной системе выборов депутатов по большинству голосов не обеспечивается точное соотношение между числом голосов, поданных за представителей различных партий, и числом избранных депутатов.
Отсюда возникла мысль о создании такого порядка выборов, при котором меньшинство избирателей не было бы совершенно лишаемо представительства, а получало бы таковое соответственно числу поданных им голосов, другими словами, чтобы число депутатских мест распределялось пропорционально числу голосов избирателей различных партий. Предложения такого рода носят названия представительства меньшинства. Существуют различные попытки осуществления этого начала. Попытки эти, однако, не дают полного разрешения проблемы о представительстве меньшинства. Лучше разрешает задачу идея пропорционально представительства, при котором депутаты в точности распределяются между разными партиями пропорционально числу голосов, поданных сторонниками каждой партии; все государство или крупные его части рассматриваются при этом, как один избирательный округ; все поданные голоса делятся на число депутатов и полученное частное рассматривается, как норма для выбора депутата; если какой-либо депутат получит большее число голосов, то излишнее их число отчисляется для следующего депутата той же партии. Практические способы осуществления этой системы представляются весьма сложными, так до сих пор получила применение только в небольших государствах (Дания, Швейцарские кантоны); поэтому они могут рассматриваться только как первые опыты, требующие дальнейшей разработки и развития. С другой стороны, осуществление этой системы предполагает существование прочно сложившихся и хорошо дисциплинированных партий, число которых должно в точности следовать при выборах указаниям центральных бюро для достижения надлежащих результатов.
Резюмируя все сказанное о системах избирательного права, мы приходим к заключению, что интересы демократии требуют осуществления всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права.
М. Соболев