Предисловие книги: Революционная роль советского права. Хрестоматия-пособие для курса "Введение в советское право" / Стучка П. - М.: Сов. законодательство, 1931. - 216 с. - формат В4 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ.

    С открытием нового института советского права в программу первого курса вводится новый предмет преподавания: Введение в советское право. Цель этого курса заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать работе студента сразу общее направление, а с другой — снабдить студента известным запасом общих чисто технических понятий и терминов, без которых он не в состоянии успешно вести свои занятия. Это не должно быть общей теорией права и государства в прежнем 'виде, из которой, по методу абстракции, просто делались выводы для всех дальнейших подносимых студенту научных и практических дисциплин. Мы, напротив, ныне стоим на том принципе, что конкретное и в преподавании права должно предшествовать абстрактному, вернее, обобщению добытых знаний, как некоторому «увенчанию здания».
    Для того, чтобы преподавание уже во втором полугодии вести одновременно с практическою работою, надо дать студенту основные знания, необходимые для этой работы. Я назвал бы их популярно «азбукою» действующего процессуального и материального права. Такой предмет и включен в учебный план первого курса. Но для теоретического курса права необходим еще и другой подготовительный материал: методологический, усвоение правильного классового подхода ко всем отраслям права как в теории, так и в практике. Если буржуазная наука исходила, как из основы, из абстрактной вечной идеи права (ср. одно название «естественное, т.е. вечное, право»), если у нас еще не так давно общее учение о праве исходило из того же абстрактного буржуазного права, как права вообще, то мы ныне определенно и открыто отправляемся от нашего особого, классового советского права, начиная изложение этого нашего учения о советском праве, с его истории. А это право имеет действительно уже 14-летнюю историю с резко выраженными этапами, которой не знать непростительно. Удивительно, что все наши теоретики права говорят о советском праве, а научных работ о нем почти что нет.
   Но мы не можем отказаться и от краткого изложения «предистории» (слово К. Маркса) этого советского права, т.е. краткой исторической справки о феодальном и буржуазном классовом праве. Без этой справки пред нами не было бы диалектики развития, понятия революции права. Нам далее необходимо усвоить целый ряд правовых понятий, точнее терминов, так как без верного понимания их мы остались бы по-прежнему бессильными в нашей борьбе.
    Еще задолго до назначения меня директором Московского института я высказал мысль о полной переработке своей «Революционной роли права», введя туда и результаты дальнейшей своей теоретической работы. Работу эту можно было бы издать в 2 частях, формулировать это деление таким образом, что I часть дала бы вводное слово для преподавания советского права и II часть служила бы заключительным еловом. Но такая переработка требует времени, которого сейчас нет в моем распоряжении.
    Вот почему я в интересах снабжения студентов, а затем и массовых участников заочного обучения учебным пособием, хотя и крайне недостаточным — приступаю к изданию Хрестоматии почти целиком из моих статей, группируя их в отделы по этапам развития. Энциклопедию важнейших понятий и терминов права я в Хрестоматию включить не могу, ибо сейчас для этого недостает времени. Это можно будет проделать в дополнительной книжке, как приложении, или в Бюллетенях Института.
    Всякая Хрестоматия имеет очень много «природных» недостатков»: она дает повторения, не позволяет систематического изложения, содержит пробелы и рядом лишние слова. Имея дело со своими же статьями, я позволю себе некоторое насилие над ними в виде сокращения и т.д., но все же полностью недостатки эти неустранимы.
    Основной отдел, т.е. отдел о советском праве я разделяю на этапы. Конечно, дополнительно к Хрестоматии здесь необходим и перечень важнейших правовых актов каждого этапа. Важна и отметка важнейших директивных мыслей каждого этапа, чтобы студенты овладели полностью диалектикою этого развития, вернее этой революции. «Лозунг борьбы нельзя дать, не изучая со всей подробностью каждую отдельную форму этой борьбы, не следя за каждым шагом ее, при ее переходе из одной формы в другую, чтобы уметь в каждый данный момент определить положение, не упуская из виду общего характера борьбы, общей цели ее». Эти слова Ленина, писанные им еще в 1894 г. (т. I, стр. 226), весьма ярко разъясняют важность этого метода.
    Я поставил на первое место задачу обеспечить студентов учебными пособиями. Пока нет надлежащих учебников — а это состояние продолжается слишком долго — необходимо создать те или иные суррогаты. Одним из таких я считаю форму хрестоматии. Будем надеяться, что это состояние преходящее.
П. Стучка.