ПРЕДИСЛОВИЕ.
Конституция есть основной закон, согласно с которым организовано государственное правление и который регулирует отношения индивидов или юридических лиц к обществу. Она может либо быть кодифицирована в письменном акте, а именно в одном или нескольких официальных документах, изданных в известную эпоху верховной властью, либо являться более или менее определенным результатом целого ряда узаконений, указов, судебных решети, прецедентов, традиций различного происхождения и неодинакового значения. Большая часть современных конституций относится к первой категории; примером второго рода конституций служит английская, древнейшая из всех, от которой ведут свое начало все другие. Подобно тому, как частное право Соединенного Королевства не кодифицировано, и конституция его — неписанная. Решение парламентского большинства, постановление высшего суда могут расширить или судить ее. Эта конституция находится в постоянном процессе образования. Она — барьер, который подается под давлением обстоятельств, когда это дав лете достигаете известной степени напряжения, но который никогда не ломается; она устойчива несмотря или, можно сказать, вернее, в силу своей податливости. Можно изучать развитие английской конституции, но нельзя говорить об ее установлении в строгом смысли этого слова или об ее пересмотре. Парламент — это сложная власть, в деятельности которой участвуют совместно король, лорды и палата общин, — независим и неограничен в своих постановлениях. Но он не создает конституций. Он может издавать законы, составляющие ее часть, но не устанавливает самой конституции и никогда не пересматривает систематически ее.
Этот порядок, являющийся продуктом политической эволюции феодальной монархии, в которой преемственность государственная права никогда не порывалась безвозвратно, имеет восторженных поклонников как среди либералов, так и в консервативном лагере. Те и другие — и, может быть, прежде всего консерваторы — должны будут признать опасность этой системы, по мере того как Англия будет идти все далее по пути демократии. Неписанная конституция не представляет в своем целом определенной, конкретной мишени для нападок тех, кто хочет обновить ее. Но так как от обычной компетенции парламента зависит прибавить или убавить что-либо в ней силой простого постановления, то этой конституции могут быть нанесены косвенные удары, и тем сильнее, что они обнаруживаются не сразу и незаметны для всех.
Настоящий труд посвящен рассмотрению учредительной функции государства в тех странах, где возможно выделить эту функцию и сделать ее предметом особого изучения. Мы ограничимся государствами, в настоящее время все более и более многочисленными, государственное право которых даст возможность подвергнуть учредительную власть отдельному рассмотрению, и где политически учреждения зиждутся на основных законах, источником которых служить эта власть, Автор стремился встать на объективную, строго научную, исключительно интернациональную точку зрения и не подходить к различным системам, составлявшим предмет его изучения, с задней мыслью свести их к системе, действующей в том или другом отдельном государстве.
Что касается метода, которому мы следовали, читатель увидит, что значительное место отведено им истории. Новая школа, среди представителей которой мы встречаем наиболее видных немецких ученых, поставила себе задачей разрешать проблемы государственного права, почти совершенно устраняя исторические соображения. Она положила начало так называемому «юридическому» методу. Здесь не место входить в обсуждение результатов, к которым пришла эта школа относительно конституции той или другой страны, взятой в отдельности. Эти результаты замечательны во многих отношениях, но скорее, может быть, благодаря значение людей, пользующихся этим методом, чем в силу достоинств самого метода Но нельзя не признать, что в области сравнительного законодательства указанные приемы исследования способны привести к самым нежелательным последствиям. Ничто не может так ввести в заблуждение, как сближение учреждений различных обществ, если оно сделано с чисто юридической точки зрения. Такой прием может иметь преимущества при изучении административного права, но сопряжен с крайними неудобствами в применении к конституционному праву. Преобладающим элементом закона в этой области является его политически характер и, чтобы правильно оценить его значение, надо прежде всего обратиться к истории.
Современный конституции не являются, как лучшие в наше время кодексы частного права, результатом систематическая труда юристов. Иногда они были продуктом теоретических построений, но в гораздо меньшей степени, чем обыкновенно это думают; и во всяком случае они никогда не были исключительно результатом теории. Даже в век философов конституции по своему содержанию были, во многих отношениях, произведением времени и обстоятельств. В настоящее время они всецело таковы. Это — ведшая страницы народной жизни, который невозможно понимать правильно вне этой книги, в которую они были вписаны. Пытаясь сделать сближения, сравнивать основные законы одной страны с такими же законами другой, без ближайшего рассмотрения их происхождения, мы рискуем впасть в крупнейшие недоразумения, можем, как в басне Лафонтена, принять Пирей за имя человека.
Чтобы оценить ту или иную конституционную систему, необходимо рассмотреть возникновение основного закона, ее установляющего, или проследить эволюцию обычного права, с которым она связана, с целью дать себе ясный отчет в основных началах, из которых она исходить. А это невозможно иначе, как путем изысканий, подчас встречающихся с большими трудностями, но представляющих единственный способ выяснить читателю предпосылки заключения, основанные на фактах действительности, а не на более или менее произвольных теориях.
Цель этой книги показать, к каким результатам может привести такая работа. Главное место в ней займет законодательство стран, государственное право которых основано на начали верховенства народа, так как государства этого типа являются родиной писанных конституций, и им принадлежите идея предусмотреть в законе способы установления и пересмотра конституций.