ВВЕДЕНИЕ
С первого взгляда может показаться, что в настоящее время относительно религиозных преступлений не существует уже ни серьезных сомнений, ни сложных вопросов. Стоит признать только, что государство в своих отношениях к религии должно руководиться принципом религиозной свободы, как сами собою отпадут и разъяснятся все спорные пункты и сомнения. Принцип же религиозной свободы, если и не проведен последовательно до конца во всех законодательствах, то все же принят и признан всем культурным Западом; только Россия до последнего времени отставала в этом отношении от своих западных соседей, но теперь и она делает решительные шаги к признанию религиозной свободы. Отсюда можно, по-видимому, заключить, что в особом исследовании, посвященном религиозным преступлениям, нет уже надобности, так как исследование это не может пойти далее общепризнанных истин. Но так может казаться лишь с первого взгляда. На самом же деле, даже исследование, посвященное исключительно доказательству и по определению принципа религиозной свободы, не было бы лишним, особенно у нас в России, так как в понимании и обосновании этого принципа возможны и действительно существуют большие различия; такого выражения и обоснования его, которые могли бы уже считаться окончательно установленными и общепризнанными, не существует. Поэтому критическое рассмотрение различных пониманий этого принципа и доводов, приводимых как в пользу его, так и в пользу известных ограничений его, до сих пор не лишено ни теоретического, ни практического интереса. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, существует ли, например, бесспорное решение такого вопроса: за всеми ли религиозными учениями должна быть признана безусловная религиозная свобода, т.е. свобода исповедовать, отправлять культ и проповедовать свое вероучение или же следует установить исключение для учений, проповедующих что-либо безнравственное, какие-либо пороки и преступления? Существует несколько мнений по этому вопросу, различных и по содержанию, и по основаниям, на которых они утверждаются. Можно признавать вместе с некоторыми безусловную свободу всех религиозных учений безнравственных, опасных для общественного порядка и т.п.
Теперь же ограничимся указанием, что принцип религиозной свободы есть принцип сложный и до сих пор еще, по крайней мере в значительной части своей, - спорный; каждое из прав, входящих или вполне, или с разнообразными ограничениями. Точное определение объема и содержания этих прав и разбор связанных с этим разных практических и теоретических вопросов далеко не представляются лишними.
Далее, если бы даже содержание идеи религиозной свободы и было окончательно установлено, оставался бы все-таки еще вопрос об уголовной охране этой свободы. Если государство не должно в своих карательных постановлениях выступать, так сказать, против религиозной свободы, налагая на нее разные ограничения, то не должно ли оно, напротив, выступить на защиту этой свободы, дать ей правовую охрану? По утвердительном решении этого вопроса и установлении общего принципа, определяющего отношение государства к религиозной свободе, возникает целый ряд важный юридических вопросов о том, какие посягательства должны считаться религиозными преступлениями, какова юридическая природа этих преступлений, их виды и т.д.? все эти вопросы далеко недостаточно еще разработаны в литературе, а большинство их лишь намечено и слегка затронуто. Между тем все они заслуживают самого серьезного внимания.
Наше исследование ставит себе следующие задачи. Прежде всего мы должны установить общий принцип, который определил бы, допустима ли и, если допустима, то в каком объеме, охрана религии посредством уголовных кар. Развивая этот принцип. Мы будем в состоянии определить в общих чертах, какого рода деяния должны считаться религиозными преступлениями. Установив, таким образом, границы области религиозных преступлений, мы перейдем к исследованию их юридической природы, к определению относящихся к данной группе видов и к анализу каждого из этих видов. При этом надо заметить, что никаких задач исторического исследования мы на себя не берем, а потому исторические справки войдут в наше изложение, лишь поскольку это окажется нужным в целях лучшего освещения наших теоретических построений.
Установив общие принципы, мы постараемся осветить ими наше действующее право и выработать систему идеальных норм, которые в качестве проекта мы могли бы предложить отечественному законодателю. Ограничиться установлением отвлеченных начал, не применяя их к условиям современной русской жизни, значило бы, намой взгляд, не довести своей работы до конца. Выработка отвечающих наличным общественным условиям идеальных уголовно-правовых норм не представляет, по моему мнению, задачи, выходящей за пределы науки, а есть естественное продолжение ее построений, необходимое завершение воздвигаемого ею идеального здания, то заключительное слово, с которым наука обращается к жизни и без которого ее построения были бы лишены должной законченности и полноты.