Предисловие книги:
Уголовный законодатель как воспитатель народа / Владимиров Л.Е., проф. – М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1903. – 256 с. - репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
В основании нынешнего европейского, достаточно уже обветшавшего, хотя и усердно подновляемого, здания уголовного правосудия все еще лежит старая, сыгравшая, впрочем, значительную историческую роль, идея, что страдания совершившего зло, которыми он за учинение этого зла поплатился, сами по себе, искупают вину его не только перед ним самим, но и перед другими.
В действительности же вина перед людьми, как явление преимущественно общественного значения, нисколько не погашается перенесением нравственно-физического зла, называемого государственным наказанием. Правда, истязания и мучения, причиняемые преступнику современною европейскою уголовною карой, утоляют в обществе вызванную злодеянием жажду мести, именуемую, для облагорожения, «святым негодованием», но не дают удовлетворения безусловному требованию логики общежития, - чтобы человек, обнаруживший преступлением не болезнь, а тьму своей души, не сгущал бы этой тьмы арестантским озлоблением, а, напротив, рассеял ее светом внутреннего возрождения, в духе любви к ближнему и деятельного стремления к добру.
Для достижения этой цели, преступник должен нести не физические мучения, бесплодные и для него, и для людей, а благие тягости и труды, сопряженные с приобретением полезных, для рабочей жизни, знаний, навыков и умений, равно с преодолением собственных нравственных пороков.
При таких обязанностях, налагаемых разумом на преступника, для погашения вины в действительности, а не в мечте, - законодатель является не отмстителем, а воспитателем своего народа.
Обследованию влияния такого призвания законодателя на составные части уголовного правосудия посвящена настоящая книга. Книга эта проникнута сознанием настоятельной необходимости пролагать новые пути в науке уголовного права прежде всего, - ради наилучшего обеспечения общественной безопасности, а, затем, далее, для более разумной постановки правосудия, как воспитательного учреждения не только для преступников, но и для целого народа.