Уголовная статистика есть, выраженный цифрами, отчет о преступных или безнравственных действиях какого-либо народа или каких-либо народов.
Всякое число или цифра имеет то характеристическое свойство, что она в состоянии выражать собою не только количественность, но и качественность, не только сумму деяний, но и характер. Следовательно, уголовная статистика есть одновременный отчет не только о степени безнравственной или преступной жизни, но и о ее характере и свойствах. Наука, занимающаяся исследованием преступления на основании данных уголовной статистики, есть философия преступления, как деяния, а та часть уголовной статистики, откуда она черпает свои материалы, есть статистика преступников и их преступлений.
Следовательно, философия преступления, как деяния, будет ни что иное, как отвлечение статистики качеств и количеств. Всякая философия какого-нибудь явления есть исследование причины возникновения этого явления, условий его существования и видоизменений. Философия преступления будет иметь точно также своею целью исследование причин возникновения преступлений, условий их существования и видоизменений, как количественных, так и качественных. Но философия преступления, как деяния, то есть известной перемены во внешнем мире, не имеет своею целью исследовать то отношении, в котором находится преступное действие нашему духу, - есть ли оно продукт безусловного произвола или относительно свободы лица, есть ли оно продукт его злой воли, или, просто, следствие неизбежного рока, судьбы, - это задача философии вообще и философии уголовного права в особенности, словом философии субъективной. Объективная же философия преступления, рассматривая его только как внешнее действие, имеет своей задачей исследовать те отношения, в которых стоит преступное действие к внешнему миру, т.е. рассмотреть те внешние условия, при которых произвол лица, его злая воля, или что-нибудь тому подобное имеют наиболее шансов к воплощению себя во внешнем мире, наиболее наклонности употребить свои духовные силы и способности на злое дело.
Имея своею целью служить помощницей или правой рукою уголовной политике государства, объективная философия преступления ставит своей задачей, руководясь статистическими данными, собранными самим государством, содействовать отравлению уголовной политики через указание, какие меры должны быть приняты и какие из предпринимающихся наиболее сродни к пресечению преступлений.
Уголовная политика государства, основанная на уголовной статистике, будет государственная мудрость, против которой бессильна всякая борьба, потому что каждая такая мера, каждый такой закон будет, по прекрасному выражению Цицерона, «non lata, sed nata», т.е. не созданным искусственно, а выработанным жизнью, - а жизнь не может противодействовать своим же собственным потребностям и благу! Такова задача объективной философии преступлений. Посмотрим теперь, каковы ее основания.
Основание или исходный пункт статистики весьма прост и понятен: нет действия без причины.
Итак, основание или исходный пункт объективной философии преступлений или уголовной статистики заключается в том, что всякое явление сопровождается известными внешними условиями, которые могут быть наблюдаемы и исчисляемы математически. Наблюдение этих внешних условий, поддающихся математическому исчислению, и вывод из имеющихся под рукою цифр, какими из этих условий злоупотребляет наиболее злая воля человека - будет ее задача.