Предисловие книги: Преступные типы в искусстве и литературе: Перевод с итальянского / Ферри Э.; Пер. и предисл.: Р. Савелли, д-р философии. – С.-Пб.: Изд. С.Е. Коненева и Ко, 1907. – 178 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

     О преступных типах в литературе и искусстве (Delinqueti nel Arte) я читал лекцию в Пизе в Марте 1894 года и затем был приглашен повторить ее в Вероне, Флоренции, Ливорно, Вольтерра, а в Декабре 1895 года имел дерзость прочесть ту же лекцию на французском языке в Брюсселе.
     Это были краткие заметки о тех впечатлениях, которые я как психолог-криминалист (потому что у кого что болит, то о том и говорит) вынес из чтения романов или же из представления на сцене драматических произведений. Я не имел, однако же, намерения печатать эти заметки, потому что предпочитаю прочесть десять лекций, или сказать десять защитительных речей, нежели написать одну.
     Когда вопрос изучен в главных чертах, то остальное происходит уже во время произнесения речи, дополняется различными отступлениями. Возбуждаешься присутствием слушателей, не можешь победить своего волнения, несмотря на то, что не раз приходилось говорить публично, волнуешься от приема оказываемого слушателями, недоверчивого или благосклонного… Но писать потом, когда промчался этот вихрь наслаждения, при спокойном размышлении, когда очень трудно увлечься так, как увлекаешься живым словом; писать под неотвязным впечатлением, что для читателей это будет «разогретым супом»… вот что мне было крайне трудно, и вот почему только через три года я выпустил в свет мои публичные лекции исправленные, приглаженные и… ухудшенные. Если эта попытка невинной контрабанды будет иметь хоть небольшую часть того успеха, какой имела публичная лекция, то я приношу теперь же мою глубокую благодарность тем из читателей, которые захотят указать мне мои промахи и ошибки, а также на те художественные типы преступников, которые следует осветить данными криминальной антропологии; эта настоящая позитивная наука оставляет академическую замкнутость для того, чтобы войти в общение с живыми и действительными человеческими характерами в жизни, или же в изображениях художников слова и кисти.

Энрико Ферри
Фиезоле. Июнь 1896 года