Предисловие книги: Теория и практика железнодорожного права по перевозке грузов, багажа и пассажиров / Рабинович И.М., присяж. пов. при С.-Петерб. судеб. палате. – 2-е изд., испр. и доп. – С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1898. – 614 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ
 
     Цель настоящей книги - систематизация, критика и юридическое разъяснение условий перевозки и тарифных правил, действующих на наших железных дорогах.
     Я не буду распространяться о причинах, побудивших меня заняться этим трудом. Значение железных дорог в русской жизни настолько велико, что попытка привести в ясность вопросы железнодорожного дела, как технические и экономические, так и юридические, не может считаться бесполезною.
     Со времени издания нашего нового железнодорожного Устава прошло более пяти лет. В течение этого времени успело накопиться немало вопросов и недоумений, возбуждаемых нецелесообразностью отдельных постановлений закона, его неполнотою и противоречиями. Кроме того, ожидаемое в самом непродолжительном времени окончательное принятие международной бернской конвенции о перевозке грузов по железным дорогам оживляет интерес к транспортному железнодорожному праву, к разъяснению тех начал этого права, которые в будущем должны лечь на основании единообразного общеевропейского законодательства о железнодорожной перевозке.
     При составлении настоящей книги я пользовался всеми материалами, которые так или иначе могут осветить смысл и мотивы нашего железнодорожного закона 12 июня 1885 года (Общего Устава российских железных дорог). Материалы эти я почерпал из трудов Комиссии гр. Баранова, из составленного ею Проекта железнодорожного закона с наложением мотивов, на коих проект основан, из сделанных на разные проекты Комиссии замечаний Государственного совета, гг. министров, представителей наших дорог и других лиц, принимавших участие в обсуждении закона, из действовавших на наших дорогах до издания закона 1885 г. тарифных правил и условий перевозки. Из протоколов заседаний различных съездов представителей наших дорог и т.д.
     К этому историческому материалу я присоединил довольно обширный материал, почерпнутый из нашей судебной практики, а именно из практики правительствующего сената по Гражданскому кассационному департаменту, воспользовавшись для этой цели решениями по делам, поступившим в Правительствующий Сенат, начиная с 1886 года и разъясняющими смысл разных статей Общего устава росс. Ж.д. и дополняющих его узаконений. Сверх того, разумеется, мною приняты были во внимание все напечатанные решения Правительствующего сената и за предыдущее время.
     Труд свой я разделил на три отдела. Первый отдел посвящен исключительно условиям перевозки грузов, или, вернее, юридическим отношениям, возникающим из договора о перевозке груза по железной дороге. Эта область имеет громадное экономическое значение и наиболее разработана юристами. Я мог бы ограничить свою задачу анализом этих отношений и таким путем избежал бы упрека в неравномерной разработке разных отделов своего труда; но, с другой стороны, такое суждение задачи уменьшило бы практическое значение книги в качестве издания отчасти справочного. Ввиду этого собственно я и счет нужным добавить к первому и важнейшему отделу своей книги два других отдела. Первый из них (второй по порядку) посвящен пассажирскому движению (включая перевозку багажа), возбуждающему сравнительно лишь весьма мало юридических вопросов или, по крайней мере, судебных процессов. В отделе третьем (по порядку), кроме процессуальных правил и правил давности, излагаются несколько общих начал железнодорожного права, одинаково относящихся к перевозке грузов, багажа и пассажиров и входящих в область публичного, а не гражданского права (за исключением лишь правила о безусловной ответственности железных дорог за своих служащих, которое, по крайней мере, отчасти вытекает из существа самого договора перевозки). Что касается до первого отдела, то он разделен на шесть глав по соображениям, которые мне кажутся вполне естественными и легко дают возможность ориентироваться в массе материала. В первую главу вошли правила о порядке совершения договора перевозки, о доказательной силе документов, о юридической природе договора и о последствиях участия в нем трех лиц (отправителя, получателя и возчика). В следующих четырех главах изложены права и обязанности железных дорог по договору о перевозке груза. Из них главы вторая и третья посвящены обязанностям, т.е. ответственности железных дорог по перевозке грузов. В эти две главы вошла (с весьма, однако, существенными дополнениями и изменениями, о которых я не считал нужным каждый раз особо упоминать) статья моя «Об ответственности железных дорог по перевозке грузов», помещенная в Журнале Гражд. и Угол. Права за 1887 г. Главы четвертая и пятая посвящены правам железных дорог по договору перевозки, т.е. в них изложены правила о порядке исчисления и взыскания следуемых железным дорогам платежей. Порядку самого исчисления посвящена глава четвертая, трактующая о «железнодорожных тарифах и их применении». Я обратил особое внимание на это часть своего труда, наиболее затрагивающую интересы дня, как в области судебной практики, так и в более широких сферах современной русской жизни. Не имея пред собою иностранных образцов юридической обработки этого материала, я на первый раз занялся лишь приведением в некоторую систему того сырого материала, который содержится в тарифных правилах для наших дорог, и полагаю, что работа эта не окажется бесполезною. В пятую главу вошли правила о порядке взыскания следуемых дорогам платежей (о закладном праве железной дороги на груз, о порядке продажи невостребованных грузов, о переборах и недоборах и о переводе платежей на получателя). Наконец, в шестую главу я выделил те особые виды договора перевозки, которые, представляя собою осложнения обыкновенного договора, нормируются, кроме общих правил, изложенных в предыдущих пяти главах, еще особыми правилами. К числу этих названных мною «осложнений» договора перевозки я отнес прямое сообщение, таможенные и др. обрядности, наложенный платеж, ссуду под груз и «особые условия», установленные для перевозки некоторых грузов.
     В конце книги приложен алфавитный указатель, облегчающий отыскание таких сведении, которые по необходимости очутились разбросанными в разных местах книги. Предупреждаю, однако, что на составление алфавитного указателя я не имел возможности потратить много времени, вследствие чего тот, кто интересуется каким-либо вопросом, хорошо сделает, если, не ограничиваясь указателем, пробежит те части книги, которые, судя по системе и оглавлению, могут касаться этого вопроса.
     Для экономии места некоторые названия сочинений и т.п. в настоящей книге цитируются сокращенно. Подробные названия приведены в списке сокращений, помещенном в начале книги.
 
СПб.
Февраль 1891 г.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ КО II-МУ ИЗДАНИЮ
 
     В течение семи лет, прошедших со времени выпуска в свет первого издания настоящей книги, в условиях перевозки наших дорог произошло столько изменений, что издание это в значительной степени устарело. Не говоря уже об огромной массе мелких подробностей и о многочисленных важных разъяснений Правительствующего сената, на которые в настоящей книге обращено особое внимание, достаточно указать на такие существенные перемены, как: введение Международной (Бернской) конвенции о перевозке грузов, об очередях и пр., новые тарифные узаконения, ряд новых правил о применении дополнительных сборов и т.д. Это и побудило автора приступить ко второму изданию книги в надежде на то, что и это второе издание подобно первому (более не существующему в продаже) может сослужить свою службу в качестве руководства для лиц, интересующихся юридическою стороною железнодорожного дела.
     Система изложения оставлена та же, что и в первом издании, так как исправление недостатков этой системы, хотя и было бы желательно, но затруднило бы пользование книгою лиц, которые ранее пользовались ею в качестве справочного издания.
     В конце книги прибавлен сверх предметного (алфавитного) указателя указатель статей Общего устава росс. жел. дор. и Международной конвенции о перевозке грузов, а также №№ решений Правительствующего сената с приведением страниц книги, где эти статьи или решения цитированы или разъяснены.
 
СПб.
Февраль 1898 г.