Предисловие книги: Вексельное право: Сравнительно-критический очерк / Миловидов Н., доц. Демидов. юрид. лицея. – Ярославль: Тип. Г. Фальк, 1876. – 204 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Если справедливо, что в праве по преимуществу выступает индивидуальность народа, что оно стоит в теснейшей связи с его историей, с его обычаями и верованиями, с его национальными особенностями, то существует, однако же, отрасль права, которой, по самой ее природе, присущ универсальный характер и которая с довольно раннего времени стремиться принять у всех народов одинаковый тип. Таково - торговое право. Как торговля не есть достояние одной какой-либо нации, напротив распространяется на целый мир, отвечая общей потребности всех народов и завися в своем развитии от их общего содействия, так и торговое право обладает свойством всемирности, универсальности, обнимая в своих принципах целую неизмеримую область меркантильного мирового оборота. Оно почти не знает различия рас, обычаев, образов правления. Такой характер универсальности мы встречаем и в той части торгового права, к изучению которого приступаем. Вексель - этот великий двигатель торговли, которому она обязана большею частью своего развития и прогресса и который, в истории ее, составляет «эпоху, почти равную открытию Америки» - по природе своей существенно космополитичен. Не только переводный, но и простой вексель фигурирует в целом мире, как орудие платежа. По меткому выражению Эйперта, вексель есть прирожденный странник, космополит; раз пущенный в оборот, он не стесняется никакими территориальными пределами, переходя из рук в руки до самой уплаты по нему вексельной суммы. При таком характере векселя, и вексельные законы различных народов, естественно, должны были принять общий, универсальный характер. Начала, лежащие в основе этих законов, всюду более или менее одинаковы. Однако, и те особенности, коими различаются меж собою современные вексельные уставы, едва ли имеют за себя внутренние основания или вызываются необходимо какими либо местными условиями. Любопытно, что в Германии до 1848 года действовало 60 различных вексельных уставов, кроме того, в некоторых местностях имело силу Французское вексельное право, но в этом году введен был один для всей Германии вексельный устав, который и до ныне, имеет силу, - и такая замена местных узаконений одним общим уставом не только не вызвала протеста, напротив была желательною в целой Германии мерою. В последнее же время на Западе (во Франции, Англии и Италии) возникла мысль об установлении международного вексельного права, и можно себе представить, какие неизмеримые выгоды произошли бы из того, если бы вексель мог циркулироваться в различных, отдаленнейших одна от другой странах под охраною одного и того же закона.
     Но пока, однако же, идея всеобщего объединения вексельного права не перешла в область действительных фактов, при изучении этого права более чем где-либо полезно следовать сравнительному методу. Если вексельное, как и вообще торговое право, по самой природе своей, способно принять у всех народов одну и ту же физиогномию, то сравнительное изучение должно быть весьма плодотворным. Оно покажет нам, каким образом вопросы, входящие в область вексельного права и разрешаемые не всегда удовлетворительно нашим отечественным уставом, разрешены в законодательствах других народов, которые по высокому развитию торговли и научных знаний, справедливо считаются главными факторами современной человеческой культуры. Понятно само собою, что сравнение законодательств не должно быть немым, сухим, бесплодным сопоставлением статей действующих вексельных уставов. Вексельные законы, даже наиболее совершенные, как например общегерманский вексельный устав, не чужды, однако же, некоторых недостатков и в известной степени нуждаются в улучшении. Отсюда сравнительное изучение должно идти рука об руку с критическою оценкою изучаемых законодательств; знакомясь с ними, мы должны отделять в них слабое и посредственное от совершенного и достойного заимствования. Вот почему, во всем нашем изложении мы будем постоянно иметь в виду общий критерий, дающий возможность определить - на сколько то или другое рассматриваемое законоположение отвечает рациональным принципам, вытекающим из самой природы векселя.