ПРЕДИСЛОВИЕ
Если есть вопрос, вполне не тронутый русской цивилистикой, то таким, по справедливости, надо назвать вопрос о незаконнорожденных. Но если в цивилистике он не тронут, то о законодательстве надо сказать даже более того - он совсем им отвергнут. Но, конечно, отрицание не есть решение вопроса. Никакая статья не может изгладить того, что начертала жизнь. Уже давно, а в особенности в последнее время, стали носиться благие слухи, что реформа постановлений Х т. о незаконнорожденных поставлена на очередь. Нельзя не пожелать, чтобы эти слухи оправдались, и чтобы слово стало, наконец, делом. Настоящая работа была предпринята тоже под влиянием мысли о реформе. Мы думали, что именно теперь, когда возникло сознание необходимости пересмотра наших законов о незаконнорожденных, кстати повести речь о том, как решается этот вопрос западноевропейскими законодательствами и каково вообще может быть принципиальное решение вопроса о незаконнорожденных. Для сей цели мы избрали два типические вида этих законодательств - саксонское и французское - и, изучив их, решились сделать заключение в пользу принципа Paternitat’a. Нам казалось, что такая работа, ввиду почти полного отсутствия у нас и законодательства, и литературы относительно трактата о незаконнорожденных, может иметь некоторую пользу. - Книга наша не лишена совсем и практического интереса, так как постановления о незаконнорожденных нашего Уложения для Царства Польского суть ничто иное как буквальное повторение этих постановлений Кодекса Наполеона. - Что касается общего русского законодательства (т.е., главным образом, его истории), то оно в это исследование, как специальный предмет, не вошло. Им мы думаем заняться в будущем.
Автор
Киев, 15 апреля 1879 г.