ВВЕДЕНИЕ
Юридические отношения между людьми в их частной жизни нормы, определяющие их, могут быть изучаемы с нескольких точек зрения.
Прежде всего, для того, чтобы облегчить применение норм гражданского права на практике, необходимо разъяснить и расположить их в удобном порядке, открыть их общие принципы, вывести их принципов следствия и указать изъятия, - словом создать стройную, цельную систему. Это составляет задачу специальной догмы гражданского права. Обрабатывая таким способом законодательства нескольких народов, находящихся на одинаковой ступени культурного развития, можно получить сравнительную или общую догму.
Но право не мертвое произведение человека: оно живет и развивается. Исследование этого процесса составляет предмет истории права, которая тоже может быть специальной, если не выходит из пределов одной стороны, и общей или сравнительной, если касается нескольких.
Далее, изучение всей совокупности гражданско-правовых явлений мира в связи с их жизненными условиями с целью открыть законы их сосуществования и последовательности составляет предмет бытовой теории права (Пахман) или науки в тесном смысле слова (Муромцев), являющейся венцом всех исторических и догматических исследований и опирающейся на добытые ими материалы.
Наконец, право, как и все, что создается разумной деятельностью человека, существует для известной цели. Эта цель - общее благо. Право есть средство к осуществлению добра и справедливости (jus est ars boni et aequi). Право должно относиться к ним, как искусство к идеалу (Вальберг). Его можно сравнить с деревом: вырастая на почве жизненных условий и корнями неразрывно прикрепленное к ней, оно в то же время возносится своей верхушкой в небесную область идеалов. Следовательно, гражданское право каждого народа может быть подвергаемо критической оценке с точки зрения принципов добра и справедливости. Равным образом, возможно создание идеального гражданского права, т.е. начертание желательного для данной культурой эпохи порядка отношений граждан в их частной жизни. Обеими этими задачами занимается теория гражданского права (Пахман) или гражданско-правовая политика (Муромцев). Таким образом, она имеет дело не с тем, что есть, а с тем, что должно быть, что разумно, целесообразно и справедливо.
Изучение гражданского права началось в России с половины прошлого века, когда был открыт Московский университет. Центром преподавания перовых профессоров служило естественное право, наложившее свой отпечаток на все почти юридические сочинения, появившиеся до тридцатых годов нынешнего столетия (таковы курсы гражд. права Артемьева 1777, Терлаича 1810, Кукольника 1813, Цветаева 1810, отчасти Веньяминова-Зернова 1814-15). С этого времени начинается поворот: господство естественного права прекращается, сменяясь увлечением идеями исторической школы. В течение этого второго периода, продолжавшегося до введения судебных уставов 1864 г., труды русских ученых были направлены, главным образом, на историческое исследование русского гражданского права. Самым капитальным сочинением в этой области является трехтомная «История российских гражданских законов» Неволина (1851), «монументальное», по отзыву одного современного Неволину критика (проф. Станиславского), «произведение, которое, бесспорно, составляет венец всей юридической деятельности нашего времени». Дань историческому направлению уплатили многочисленными монографиями не только прежние, сошедшие уже с поприща науки деятели (Станиславский, Морошкин, Калачов, Мейер, Кавелин, Энгельман и др.), но и современные нам ученые (проф. Цитович, Пахман, Дювернуа, Загоровский, Демченко).
С изданием судебных уставов 1864 г., введших гласность и устность производства и официальную адвокатуру, явился усиленный спрос на догматическую разработку действующего законодательства, которая и выступила на первый план, как в монографиях, так и в статьях, возникших в то время журналов: «Юридич. Вестника», «Журнала Гражд. и Уголов. Права», «Судебной газеты» и др.
Влияние позитивизма, философии Спенсера и учения Иеринга положило в семидесятые годы начало новому течению, провозгласившему необходимость возведения юриспруденции на степень такой же позитивной науки, какой является естествознание. С этой целью одни рекомендовали и применяли (проф. Ковалевский, Дормидонтов, Ефимов, Казанцев) историко-сравнительный метод, другие (Муромцев, Гамбаров) - историко-философский, третьи пытались оправдать с научной точки зрения старый догматический или конструктивный. Но общего соглашения по этому вопросу еще не последовало.
Оценка существующих на русском языке сочинений по гражданскому праву будет сделана в соответствующих отделах учебника. В настоящем месте следует только остановиться на общих курсах.
В современной русской литературе имеется только один полный курс гражд. права. Это «Русское гражд. право» покойного проф. Мейера (Изд. 1-е 1858 г., 5-е - 1873 г.). Написанный по образцу лучших немецких учебников, отличающийся чрезвычайной ясностью мысли и живым изложением, курс Мейера до сих пор может служить руководством для первоначального ознакомления с гражданским правом, хотя многие отделы страдают крупными пробелами и значительно устарели.