Договор морского страхования, подобно многим другим учреждениям торгового права, заимствован нами от западной Европы. Он возник, вероятно, в течение так называемых средних веков, в торговых городах Италии. В пользу этого говорит: первые известия о морском страховании, встречающиеся у итальянских писателей XIV века, преимущественное развитие торговых оборотов того времени в небольших республиках Италии, названия различных предметов, встречающихся в морском страховании, итальянского происхождения, один из древнейших уставов морского страхования, принадлежащей Венеции. Но по несомненным историческим свидетельствам, в XV ст. договор морского страхования уже был знаком Испании; в течении же XVI ст. он сделался известным и во всех других странах западной Европы, производивших более или менее значительную морскую торговлю. Однако же, на первых порах, кажется, повсюду договор морского страхования был предоставлен исключительно соглашению контрагентов и определениям обычая, и, уже спустя довольно времени, законодательства принятии его к своему ведению: по крайней мере, древнейшие из сохранившихся до нас уставов о морском страховании относятся только к XV ст. (это устав Барселоны, 1435 г., и устав Венеции, 1468 г.), а из XVI ст. нам известны только устав Флоренции о морском страховании (1523 г., исправленный в 1526 г.) и устав Испании и Голландии (1537 г., дополненный в 1549, 1554 г.), тогда как мы сказали, в Италии морское страхование было известно уже в XIV ст., а в XVI ст. и в других странах западной Европы. Наконец, с одной стороны, недостаточность обычных определений на счет морского страхования и различные злоупотребления договором, а с другой, сознание важности его для развития морской торговли побудили правительства и других государств к изданию уставов о морском страховании. В Англии издание устава последовало в 1601 г., в Швеции в 1667 г., во Франции в 1681 г., в Дании в 1683 г., но в Пруссии уже только в 1727 г., в Гамбурге в 1731 г. Со временем и эти уставы оказались недостаточными: в иных случаях они слишком неполно определяли юридические отношения контрагентов и не могли служить руководством при разрешении возникавших споров; в других случаях, из желания предупредить злоупотребления договором, они без нужды, стесняли свободу соглашения договаривающихся сторон, например, требованием платежа премии непременно вперед, требованием, чтобы известная часть имущества всегда оставалась незастрахованною. Поэтому, некоторые из первых уставов морского страхования подвергались изменению уже в прошедшем столетии, напр. испанский в 1737 г., шведский в 1750 г. Но в течение нынешнего столетия во всех почти европейских государствах, сообразно указаниям опыта, составлены новые правила относительно морского страхования и изданы или отдельными уставами, или, большею частью, в составе всего торгового законодательства - во Франции в 1808 г., в Испании в 1829 г., в Голландии в 1838 , в Сардинии в 1842 г. и т. д., наконец в Германии в 1862 г. Только в Англии, за немногими частными изменениями, основным законом относительно морского страхования остается статут 1601 г. Но это не значит, что в Англии руководствуются правилами, отвергнутыми по указанию опыта, признаваемыми в других странах несправедливыми, а только что в Англии, по особым условиям ее государственной жизни и судебной организации, оказывается возможным применять к делу морского страхования более справедливые начала и без определения о том со стороны законодательства, так что английские писатели говорят: «наш устав морского страхования содержится в общем законе, вытекающем из обычая всех наций и сочинений о морском страховании на всех языках».
В нашем отечестве первый устав о морском страховании явился только в 1781 году, как часть изданного в то время устава о мореплавании. Известно, что морская торговля наша сделалась более оживленною только с начала прошедшего столетия, но и то на первых порах была почти исключительно в руках иностранных купцов, которые естественно предпочитали страховать свои корабли и товары у себя дома и не имели надобности заботиться о введении у нас морского страхования. Но когда довольно многие иностранные купцы навсегда поселились в России или, по крайней мере, завели у нас постоянные торговые конторы, когда, с другой стороны, и русские купцы стали принимать более деятельное участие в морской торговле, и у нас почувствовалась потребность в морском страховании. И вот, императрица Екатерина II ответила этой потребности изданием упомянутого устава, составленного под влиянием тогдашних немецких уставов о морском страховании, - вероятно потому, что большинство иностранного купечества, занимавшегося у нас морскою торговлею, было, как и ныне, немецкой национальности. В след затем, действительно, стали открываться в наших балтийских и черноморских портах страховые общества от морских опасностей и частные страховые конторы. Но большею частью дела их пошли довольно неудачно, так что первые страховые общества и частные страховые конторы существовали обыкновенно весьма недолгое время. На место закрывавшихся являлись другие общества и конторы, но они также скоро разделяли судьбу предшественников, и дело морского страхования если и не прекращалось у нас с конца прошедшего столетия, то все-таки шло довольно вяло. Между тем потребность в морском страховании, по мере развития нашей морской торговли в течение нынешнего века, делалось все более и более ощутительною. Поэтому, в сороковых годах текущего столетия петербургское купечество, занимающееся морскою торговлею, решилось организовать дело морского страхования более прочным образом. Но находя, что устав о морском страховании 1781 года уже не соответствует состоянию страхования в иностранных государствах, петербургское купечество обратилось к правительству с просьбою об изменении устава соответственно началам, принятым в течение нынешнего века иностранными законодательствами. Правительство ответило на эту просьбу изданием, 5 июня 1846 г., нового устава о морском страховании, который и составляет наше действующее законодательство относительно настоящего предмета, как ст. 1227-1266 св. уст. и учр. торг. (св. зак., изд. 1857 г., т. XI). И если все-таки дело морского страхования до сих пор не получило у нас большого развития, то причина этому лежит вне устава о морском страховании. Мы поставляем себе задачею изложить начала нашего законодательства относительно морского страхования, сравнительно с началами, которые приняты современными иностранными законодательствами, тем более что знакомство с ними, кроме теоретического, имеет для нас отчасти и практический интерес, - ст. 1232 св. уст. торг. говорит: «в случаях, которые в настоящих правилах (т.е. в правилах о морском страховании) не предвидены, или в полисе не определены, дозволяется ссылаться на правила, принятые другими государствами».