Предисловие книги: Церковное судопроизводство в период вселенских соборов (Аccusatio) и влияние на него Римско-Византийского процессуального права / Прокошев П. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1900. – 221 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
    
     Главное побуждение, которое руководило автором при выборе предмета для настоящей работы, - чисто субъективного свойства: ему желательно было видеть в этой работе как бы некоторое дополнение к диссертации «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского», в которой интересный вопрос о взаимоотношении римского и канонического процессов затронут только мимоходом.
     Таким образом, задачу настоящего исследования составляет объективное, чуждое всякого пристрастия, всяких личных симпатий, и подробное изложение церковного судопроизводства эпохи вселенских соборов на основании изучения церковного законодательства, данных церковно-судебной практики и римского процесса.
     Само собою разумеется, что исходным пунктом для наших рассуждений по вопросу о церковном процессе эпохи вселенских соборов должно служить состояние этого процесса в первые три века христианства, дабы путем сравнения первого с последним, читатель мог легко определить, что именно в церковном судопроизводстве вселенского периода явилось результатом самобытной творческой деятельности церкви и что должно быть отнесено на долю влияния сторонних факторов. При этом мы будем иметь в виду только, так сказать, церковно-уголовный (по терминологии некоторых канонистов - дисциплинарный) процесс, возникавший по обвинениям кого-либо в преступлениях и проступках общецерковного характера (accusatio). Что церковь с древнейших времен осуществляла судебную власть в таких делах, об этом учит каждая страница истории и этого никто не будет отрицать, если не желает уничтожить самое бытие церкви, как особого духовного и вместе правового института.
     Что касается остальных форм процесса, окончательно выработавшихся в западно-церковном процессуальном праве после отделения Западной церкви от Восточной (суммарная accusation или denuntiatio judicialis, purgation canonika, inguisitio и др.), то рассмотрение их не входит в задачу нашего исследования, хотя первоначальные следы этих форм (например, denuntiatio judicialis и purgation canonika) и можно находить в церковно-судебной практике вселенского периода.