ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое исследование об определениях брака в Кормчей первоначально было задумано, как небольшой вступительный отдел обширной и уже близкой к концу работы, имеющий своим предметом правовую историю формы заключения брака на православном Востоке до окончательного установления здесь, в церковном и гражданском законодательстве, основных начал ныне действующего права. Но то, к чему предлагалось, сперва, отвести лишь несколько страниц, незаметно разрослось до более значительных размеров, а некоторые «независящие» обстоятельства заставили автора поспешить с изданием этой части своего труда в вид отдельного трактата. Последний, однако, сохраняет и теперь свое первоначальное назначение, что, впрочем, не отнимает у подготовительных изыскании и некоторой самостоятельной ценности. Нижеследующие замечания, имеющие своей ближайшей целью - установить внутреннюю связь между внешне обособившимися частями вышеупомянутой работы, дадут возможность отметить попутно и тот более общий интерес, какой получает выяснение церковно-правовых воззрений на брак при начинающимся пересмотре нашего брачного законодательства.
Изложенный замечаниями о предмете и задачах нашего исследования сам собою намечается его несложный план. Кроме настоящего введения, работа в целом своем виде будет состоять из двух отделов, соответственно количеству подлежащих обследованию церковно-правовых определений брака; общее заключение к ней даст возможность объединить добытые результаты и сделать конечные выводы применительно к очерченной выше постановке вопроса о форме или формах христианского бракозаключения.
При разработке указанного плана нам предстоит иметь дело с очень обширным и разнообразным составом источников, так или иначе освещающих сущность и природу христианского брака. Сюда относятся, кроме значительной массы собственно канонических и юридических памятников, многочисленные произведения древнехристианской и византийской письменности, литургические записи и т.п. Обилие этих материалов таково, что с нашей стороны было бы, конечно, слишком самонадеянно помышлять об исчерпывающей полноте их изучения. Поставив себе в этом отношении более скромную задачу - не упустить только из вида чего-либо существенного, автор предпочитает возможный упрек в неполноте самостоятельных справок пользованию цитатами из вторых рук, составляющему печальную особенность нашей богословской «эрудиции».