Предисловие книги:
О постепенном развитии идеи брака в древнем мире. Сочинение для получения степени магистра прав / Соколовский Л., канд. прав. – С.-Пб.: Тип. К. Вингебера, 1843. – 155 c. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
При исследовании постановлений о браке у различных народов, в различные времена, нас поражает бездна разнообразных элементов, и с первого взгляда кажется, что в этом хаосе положительных учреждений, нет ни конца, ни начала, нет ни связи, ни единства, и что все положительные правила, имеющие предметом устроить быт семейственный, суть или следствия превратного случая, или произвольное изобретение еще более превратной политики законодательной. Взгляд этот, однако ж, противоречит коренному основанию человеческого духа, который ищет везде единства и связи, и для которого история есть картина бытия, совершившегося по законам постепенного развития. В самом деле: при большем внимании, легко заметить в этом хаосе прошедшего неразрывную связь, один общий порыв во всеобщем движении, одно общее стремление, хотя и различными путями, к одной общей цели; и историк, объясняющий эту общую связь, в событиях человеческого рода, уподобляется естествоиспытателю, который, рассматривая слои земли, из положения их, отгадывает течение всемирного потопа.
Общая связь истории, ее стремление, заключается в постепенном развитии сознания человеческого духа, а цель ее состоит в утверждении совершенной его свободы, торжеств над материей. На этом бесконечном пути видны известные эпохи. Имея в виду главные повороты исторического пути, всю историю можно разделить на две большие половины, раздельною, чертой коих будет появление Христианства. На этой точке гений человечества обновился, поглядел на развалины совершившегося бытия и пошел в дальний путь новыми стезями. Первую половину назовем древней историей, вторую - новой.
Характер древнего мира есть погружение духа во внешнюю природу; отличительная же черта нового есть углубление его в самого себя, сознание собственного своего достоинства, или, выражаясь словами новейших философов, в древней истории преобладало объективное начало, - необходимость; в новой, субъективное - свобода. Характер этот выразился в трех главных фактах, понятиях, обнимающих всю жизнь человечества: в понятиях и Всевышнем Существе и отношении к нему человека (Религии); в понятиях об источнике нравственности и законов; наконец, в идее брака, основании семейственного союза, и образ ее осуществления. Займемся преимущественно, раскрытием последней идеи.