Предисловие книги: Союз родственной защиты у древних германцев и славян / Шпилевский С. – Казань: : Унив. тип., 1866. – 247 с. – репринтная копия

     Вопрос о родовом быте, как первоначальной форме общежития, один из важнейших в истории: первоначальный, естественный, кровный быт определял многие общественные отношения, которые, получивши начало в первичную эпоху, жили и позднее, в период общинный и государственный, отражая на себе условия из старинного, родственного быта. Все народы начинали с кровного быта, в этом никто не сомневается, но вопрос только в том, как долго для того или другого народа продолжались условия этого быта, скоро ли они сменялись началами других высших форм общежития. В приложении этого вопроса к истории германских и славянских народов представители науки не согласны между собою. Известны споры об этом в русской исторической литературе, а также и в германской науке: одни видят ясное проявление начал родового быта из первоначальной истории славянских и германских народов и долгое влияние этих начал в позднейшие периоды развития этих народов; другие не замечают их, обращают внимание только на позднейшие, сложившиеся помимо влияний родственного быта; понятию о «Geschlechtsverband», как первичной основы древнейшего быта, противополагают «Mark-genossenschaft» (родственный союз и территориальный).
     Давно занимаясь этим основным историческим вопросом, мы пришли к убеждению, что должно не противополагать этих основ, а сопоставлять одну другой, как древнейшую позднейшей; в первой необходимо видеть начало второй; за тем, не отвергая господства начал позднейшего быта, не оставлять без внимания оснований древнейшего общежития. Настоящее исследование мы начинаем с доказательств того, что первоначальная форма общежития, засвидетельственная древнейшими историческими памятниками германцев и славян, была уже первичная, исключительно родовая: германцы и славяне, по этим памятникам, являются среди общественных союзов, соединивших в себе отдельные роды.
     Но вместе с этим продолжается и господство основных, родственных начал быта, они влияют на общественную и государственную организацию, это, например, выражается в союзе родственной защиты от внешних нападений; в этом отношении родственный союз является с автономией и собственными силами для своей охраны. Сама община и позднее государство поддерживают такое значение родственных союзов, подтверждают за ними такие права самодержавия, впрочем, постоянно отстраняя все то, что несовместно с началами высшего, сравнительно с родом, единения. Самолюбивые интересы одного рода, противоположные интересам общественным и государственным, уже не терпимы; а мало помалу сила и значение родственных союзов все более и более отходят на задний план, само государство своими средствами дает для всех общую охрану и защиту; перестает быть так называемая государственная самостоятельность семьи (Staatsunmittelbarket der Familie).
     Мы рассматриваем выбранный нами предмет сравнительно, по историческим памятникам славянских и германских народов, потому что особенно для уяснения начал древнейшего быта, необходимо сравнительное изучение; без него не возможно ясное понимание явлений быта отдельной народности: тогда все народности близко стоят одна над другой по общественному развитию, управляются общими началами, потому что живут при одинаковых условиях быта, порождающих одинаковые потребности и образ воззрений, поэтому явления быта одной народности дополняются и объясняются явлениями другой.
     Представляя общественному суду свой труд, мы просим указать наши ошибки и недостатки; это необходимо для нас особенно по тому, что при бедности, или лучше сказать, при отсутствии историко-юридической литературы, занимающейся сравнительным изучением прав славянских и германских народов, у нас не было руководящего, авторитетного сочинения, нам пришлось в первый раз сопоставлять явления германского и славянского быта в таких подробностях, как это представляется в настоящем исследовании. Кроме того для нас важны советы и указания в интересах последующего, нами приготовляемого труда, который относится к той же сфере права и отличается тем же методом: «О родовых и семейных властях у древних германцев и славян».
     Источниками настоящего труда были важнейшие исследования по истории права немецкой, французской, русской и других славянских литератур.

21 декабря, 1865
Казань