Предисловие книги: Церковный суд в первые века христианства: Историко-каноническое исследование / Заозерский Н. – Кострома: Тип. Андроникова, 1878. – 360 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В последнее время в нашей литературе вопрос о церковном суде нашел себе видное место в ряду других церковных и общественных вопросов, привлекающих к себе внимание читающих людей.
     По поводу вопроса о церковно-судебной реформе не мало было уделено трудов на отыскание и истолкование тех данных практики и законодательства церкви, которыми так или иначе представители нашей канонической литературы думали обосновать свои суждения и проекты преобразования современного нам церковного суда, который бы вполне удовлетворял, с одной стороны, современному положению церкви и ее потребностям, с другой - в то же время согласовался бы с основными началами суда древней вселенской церкви. Таким образом естественно затронут был вопрос о суде древней церкви и наша литература представила несколько исследований о нем, с целью установить правильное отношение к нему предполагаемых церковно-судебных реформ.
     Таким путем вопрос о церковном суде, по-видимому, исчерпан, и разрешен окончательно, так что всякое дальнейшее исследование его должно считаться совершенно излишним. Но такое воззрение на дело, если может быть оправдано в виду практических его интересов, ни мало не оправдывается интересами теоретическими, научными. А именно, полно ли наше представление о церковном суде первых веков христианства, какое дала нам литература наша по этой части? Что оно не полно, - в этом не может быть сомнения, научными. А именно, полно ли наше представление о церковном суде первых веков христианства, какое дала нам литература наша по этой части? Что оно не полно, - в этом не может быть сомнения уже по тому одному, что нашим исследователям и не представлялось никаких понуждений подробно рассматривать этот суд: для них достаточно было указать в нем только на то, что имело какое либо отношение к спорным и занимавшим их вопросам. Далее, верно ли наше представление и о действительно исследованных сторонах древнего церковного суда? И этот вопрос наша литература не разрешает окончательно, ибо спорившие между собою исследователи разошлись с противоположными воззрениями на этот предмет: одни нашли древний суд церкви нисколько не противоречащим с выработанным проектом реформы нашего церковного суда, другие, напротив, нашли их не согласующимися между собою.
     В виду этого представляется далеко не излишним новое исследование, которое, отрешившись от всяких практических задач настоящего времени, представило бы по возможности полное и точное изображение церковного суда первых веков христианства. Эту задачу и имело в виду настоящее исследование, обнимающее собою историю церковного суда в первые пять веков христианства, или в его до-юстиниановский период.