Предисловие книги: Приезд иностранцев в Московское государство: Из истории русского права XVI и XVII веков / Мулюкин А.С. – С.-Пб.: Тип. Спб. т-ва "Труд", 1909. – 292 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     В удельно-вечевой период русской истории личность, как таковая, была особенно свободна. Узы всяких племенных и родовых соединений, сильные в предшествующее время, теперь ослабевают, а начало государственности, еще недостаточно развившееся, представляет личности широкую сферу самоопределения. Самые формы, в которые начинает выливаться государственность, если не способствуют, то и не мешают параллельному развитию индивидуальных прав. Создается известная обстановка, в которой вырабатывается правосознание коренного населения и его правовое положение, а в связи с этим и права иностранцев.
     Если права коренного населения могли служить критерием при установлении прав иностранцев и влиять в благоприятном смысле на эти последние, то особенно в том случае, когда и другие элементы правообразований были благоприятны для иностранцев. Мы не будем разбирать всех прав иностранцев, а остановимся лишь на одном из них, а именно на праве приезда в Русь, и заметим, что в связи с правовым положением русского народа главнейшими условиями, влиявшими на создание этого права в том, а не в другом виде, были следующие три элемента: международно-географическое положение русской территории, личные свойства населения, в качестве психологического момента, оказывающие вообще большое влияние на выработку права, и социально-экономические условия быта. Географическое положение Руси на открытой со всех сторон равнине, на знаменитом пути из Варяг в Греки и вообще между промышленной и предприимчивой Европой и богатой Азией, производило то, что, независимо от воли и деятельности туземного населения, на Руси постоянно наблюдался сильный прилив и отлив чужеземцев; малочисленному населению не было физической возможности отстоять неприкосновенность границ своей территории, даже если бы оно этого и желало. Но туземное население, по самому своему характеру, не ставило препятствий к появлению иностранцев: гостеприимство славян было именно одним из тех факторов, который бессознательно мало помалу устанавливал в глазах населения право иностранцев на свободный приезд в Русь. Наконец, социально-экономический быт, нуждавшийся в культурных приобретениях и материальных богатствах иностранцев, заставлял Русь, при выработке сознательного отношения к иностранцам дорожить каждым полезным пришельцем и устанавливать право свободного приезда.
     Действительно, в эпоху удельно-вечевого уклада не существует для иностранцев, желающих приехать в Русь, никаких ограничений ни по национальным различиям, ни по вероисповедным особенностям, ни по роду занятий. Всякий иностранец, в силу свойств своей человеческой личности, имел право явиться среди Руси и свободно практиковать в избранной им области.
     Доказательством этого служат как самые факты появления иностранцев на Руси, так и сохранившиеся до нашего времени договоры и грамоты, регулирующие этот вопрос для иностранцев. Рассмотрением фактов мы констатируем обычное право, почему-либо не фиксировавшееся в писаном законе и договоре, а рассмотрением сих последних источников как подтвердим правильность вывода о нормах обычая, так и найдем возможность подробнее развить картину правоположений, регулировавших приезд иностранцев, тем более что из фактического материала о приезде иностранцев можно извлечь лишь самые общие выводы.
     Для того чтобы рассмотреть возможный фактический материал и выбрать из него наиболее характерные явления без опасения повторения одного итого же, необходимо его разбить на рубрики, наиболее типичные для рассматриваемых отношений.
     Такими рубриками для нас являются социальные различия приезжавших в Русь иностранцев, установлявшие и ближайшую цель, ради которой они являлись в Россию. Так имеется рубрика служилых, предлагавших свои услуги как на определенный поход, так и в качестве неограниченной никаким сроком службы вообще, вторую рубрику составляют торгующие; третью - разного рода «знатцы»; четвертую - духовенство. Третья рубрика в противоположность первой, характеризующей государственную службу, может быть предоставлена преимущественно свободным профессиям.
     С доказательством свободного приезда в Русь лиц перечисленных профессий идут параллельно и одновременно, но независимо, эффекты национальных и вероисповедных отличий, при чем национальные отличия составляют особый отдел лишь по отношению к вероисповедным.