Предисловие книги:
Церковноимущественное право в Греко-Римской империи: Опыт историко-юридического исследования: Дис. на степ. магистра / Соколов П. – Новгород: Паровая тип. И.И. Игнатовского, 1896. – 300 с. – репринтная копия
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
Что такое церковное имущество? Этот термин, на первый взгляд, кажется общепонятным и постоянно употребляется и в литературе, и в периодической печати как общепонятный и не требующий разъяснений. Но при ближайшем рассмотрении легко заметить, что им обозначаются два понятия, имеющие в глазах юриста весьма мало общего одно с другим. Чаще всего под церковным имуществом понимается имущество, принадлежащее церкви на праве собственности, и церковь понимается как субъект гражданских прав. Но мыслимо и другое понимание термина церковного имущества, в смысле имущества, служащего удовлетворению нужд церкви, причем вопрос о гражданских правах церкви на имущество оставляется в стороне и вовсе не затрагивается. Оба эти понимания термина «церковное имущество» не включают одно другое, но и не совпадают одно с другим: имущество, служащее удовлетворению нужд церкви, может быть собственностью ее, может и не быть, и наоборот, имущество, принадлежащее церкви, может служить совершенно посторонним для церкви задачам. Казалось бы, что юрист должен ограничиться рассмотрением церковного имущества лишь в смысле имущества, принадлежащего церкви на праве собственности, как явления, несомненно, правового. И действительно, исследователь по гражданскому праву может этим и ограничиться, т.е. поставить вопрос; представляет ли церковь по данному законодательству субъект гражданских прав, и только если окажется, что представляет, и поскольку представляет, приступить к исследованию, что это за субъект и каковы его особенности.
Для исследователя по церковному праву Греко-Римской империи дело стоит иначе. Для того чтобы церковь могла быть субъектом гражданских прав, необходимо, чтобы она была признана государством за субъект их; только такое признание может дать ей судебную защиту ее прав. Между тем целые три столетия церковь признавалась Римским государством за недозволенное сообщество, самая принадлежность к которому каралась смертельной казнью. Сам факт существования церкви за этот период неопровержимо говорил бы в пользу существования церковного имущества даже и в том случае, если бы мы не имели никаких иных указаний на это. Но источники с несомненностью констатируют существование особых имущественных масс, отдельных от имуществ частных лиц и служащих нуждам церкви. Может ли тут быть речь о гражданских правах церкви и о признании ее за их субъект? Очевидно, что такое имущество может называться церковным лишь в смысле имущества, служащего нуждам церкви. Церковь могла охранять свои интересы только косвенно, скрываясь под видом другого, дозволенного законом и охраняемого правом учреждения. Такое явление, следует заметить, не есть явление только временное, исключительное; всюду, где новое жизненное отношение не находит себе охраны со стороны права, там оно само себя охраняет таким окольным путем. Так было в Римской империи, так находим и в настоящее время в С. Америке, где непризнаваемая за субъект гражданских прав церковь отлично охраняет свое имущество при помощи других институтов. Для исследования по церковному праву эти институты не могут быть безразличны; поскольку они служат для охраны церковного имущества в широком смысле этого слова, он должен включить их рассмотрение в свое исследование. Наконец, и по признании христианской церкви в Римской империи на первое, по крайней мере, время не было создано новых церковно-имущественных институтов; они, как увидим, развились из тех, какими и раньше церковь пользовалась фактически.
Таковы исторические основания для того, чтобы в основу исследования о церковных имуществах положить понимание их в смысле имуществ, назначенных на удовлетворение нужд церкви, служащих задачам церкви. Но для канониста есть еще и важное теоретическое основание поступить таким образом. Церковное законодательство некомпетентно в вопросах чисто гражданского права, каким является вопрос о собственном имуществе. Но церковь вполне компетентна определять свои задачи, а следовательно, и способы их осуществления, среди которых весьма важное место занимает пользование материальными средствами. Все относящее до пользования этими имуществами, т.е. имуществами церковными в смысле их назначения, входит в область внутреннего церковного законодательства. Например. Церковь может вполне свободно определять условия, каким должно удовлетворять богослужебное здание, богослужебная утварь и т.д. Но если бы она вздумала определять, кому принадлежат богослужебные здания, то такие определения были бы или излишни или бесполезны: излишни, если совпадают по своему содержанию с государственными постановлениями на этот счет; бесполезны - если им противоречат.
В предлагаемом исследовании мы будем понимать под церковными имуществами имущества, служащие средствами для осуществления задач церкви.