Предисловие книги: Современная международная правоспособность папства в связи с учением о международной правоспособности вообще: Историко-догматическое исследование / Байков А.Л., прив.-доц. Имп. С.-Петерб. ун-та. – С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1904. – 497 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

     С того самого времени, когда мощною волей Петра Великого Россия была введена в семью западноевропейских цивилизованных народов, она до настоящей минуты не переставала принимать непосредственное участие в международной жизни и в ее развитии. Но одним участием не ограничивалась роль России. Нет, по мере того как русский народ шел вперед по пути развития гражданственности и внутреннего своего строя, Россия выступает в области международных отношений великою и могущественною державою, которая особенно чутко относится ко всем вопросам, выдвигаемым на первый план стремлениями европейских народов к устойчивости международного порядка в видах необходимости его для всестороннего внутреннего общественного и культурного их развития. Великий ум императрицы Екатерины II нашел в созданном ею союзе «вооруженного нейтралитета» лучшее средство для охраны законных прав бессильных нейтральных народов. По великодушному почину царя-освободителя была созвана в 1874 году Брюссельская конференция для определения обязательных обычаев и законов войны с целью смягчить ее бедствия и страдания. Но замечательно, если Россия в качестве великой державы принимает самое деятельное участие в разрешении международных вопросов, то, с другой стороны, наука международного права туго пускает корни в русскую почву. Русской литературы по международному праву, собственно говоря, совсем не существует, и до сих пор нет ни одного систематического руководства по этой науке, составленного русским ученым. Между тем потребность в таком руководстве, которое дало бы возможность ориентироваться в ежедневно возникающих международных вопросах. Чувствуется не только юристами, но и всеми образованными русскими людьми, интересующимися внешнею политикою и следящими за развитием общей культурной жизни цивилизованных народов.
     С целью восполнить этот пробел мы издаем настоящий труд, два тома которого обнимут всю область международного права как во время мира, так и войны.
     Относительно этого первого тома позволено нам будет сказать несколько слов. Система, в которой мы излагаем науку международного права, существенным образом отличается от других существующих в богатой западноевропейской литературе по международному праву научных систем. Насколько она состоятельна, можно будет судить только по выходе в свет второго тома. В настоящее время мы позволяем себе только заметить, что в продолжение одиннадцати лет нашей преподавательской деятельности эта система была и остается, по нашему крайнему разумению, тем порядком, который наилучше соответствует сущности и степени развития современных международных отношений.
     В этой системе занимает выдающееся место история международных отношений, которая выясняет мысль, легшую в основание всего этого труда. Мысль эта может быть выражена коротко в следующем положении: степень развития социальных интересов и внутреннего строя государства определяет меру его участия в международной жизни.
     Действительно, изучение истории международных отношений вообще и участие в них России, в особенности, привело нас к непоколебимому убеждению в том, что внутренняя жизнь и порядок государства обнаруживают роковым образом свое действие на международные его отношения и политику. Международные отношения всегда представляют зеркало, точно отражающее внутреннее состояние государственных обществ в известную эпоху их существования, равно и принципов, которые лежат в основании социального и политического их строя. Чем более правительства сознают свои обязанности в отношении всех своих подданных, чем более они относятся с уважением к их правам и законным интересам, тем устойчивее внутренний государственный порядок и тем лучше обеспечено мирное и правомерное течение международной жизни. Поэтому стоит только определить крепость внутреннего государственного порядка и степень общественного развития данного народа, чтобы определить, помимо его внешней физической силы, степень его влияния и значения в области международных отношений. Сумма политического могущества государства в различные моменты его жизни может, на первый взгляд, оставаться совершенно неизменною, но внутренняя и действительная сила самого государства и международное его влияние будут положительно различны, если нарушается связь общих социальных его интересов с интересами других народов и расшатываются основы внутреннего в нем порядка и власти.
     По нашему глубокому убеждению, все значение международных отношений и вся сила международного права основываются именно на общности социальных, культурных и правовых интересов, соединяющих цивилизованные народы. Мы сделали попытку раскрыть эту связь между общественною жизнью народов и взаимными внешними их отношениями через всю историю международных отношений, начиная с древности до настоящего времени, и мы пришли к убеждению, что если в государстве человеческая личность как таковая признается источником гражданских и политических прав, то и международная жизнь представляет высокую степень развития порядка и права. Наоборот, с государством, в котором человеческая личность никакими правами не пользуется, где она бесправна и угнетается, международные отношения не могут ни развиваться, ни установиться на прочных основания. Самобытность же народа, в смысле культурной индивидуальности, может развиваться и окрепнуть только в области международных отношений, под условием взаимного уважения и при дружном стремлении народов к достижению общих культурных идеалов.
     Таковы основная идея и главные выводы настоящего труда. Они основаны не на предвзятых мыслях, но на добросовестном изучении истории международных отношений и, в особенности, развития русской международной политики по источникам из наших архивов. Многие факты, относящиеся до дипломатических сношений России, обнародуются здесь в первый раз.
     За высказанные в этой книге мысли и положения мы стоим всею силою наших личных убеждений и всею совокупностью приведенных нами положительных фактов.

Светлое Воскресенье, 1882 г.