Предисловие книги: О консулах и консульской юрисдикции на Востоке / Мартенс Ф. – С.-Пб.: Тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1873. – 612 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В начале средних веков, когда возникли торговые сношения западноевропейских народов с народами восточными и мусульманскими, были учреждены первые консульства. По мере развития международных ношений число консульств увеличивается и вместе с тем расширяются права и обязанности консулов. Начиная с этого времени консулы на территориях восточных или нехристианских государств являются охранителями прав и интересов своих соотечественников и представителями своих правительств в отношении к территориальной власти. Но характеристическая и отличительная особенность консулов на Востоке состоит в той обширной судебной власти и юрисдикции, которые признаются за ними в отношении соотечественников на основании трактатов и законодательств европейских государств. Такая судебная власть, как по делам гражданским, так и уголовным, осуществляется консулами цивилизованных государств в Турции, Персии, Китае, Японии и некоторых других странах.
     В настоящем труде мы сделали попытку исследовать, по возможности всесторонне, историческое развитие консульских учреждений на Востоке, выяснить современное состояние отправления правосудия в консульствах главнейших европейских государств и, наконец, определить вообще всю совокупность прав и обязанностей, возлагаемых всеми правительствами на консулов. Не желая представить в настоящем сочинении какого-либо практического руководства для консулов, а научное исследование консульского права, мы задались прежде всего вопросом о причинах возникновения и развития консульств; значении консулов в области международных сношений и их характере и функциях как правительственных агентов. Поэтому в ведении мы старались выяснить наш взгляд на международную администрацию, органами которой являются консулы, и раскрыть законы развития административной деятельности государств и консулов. Только этим путем нам казалось возможным дать удовлетворительный ответ на вопрос, занимающий в настоящее время все европейские правительства и касающийся самого жизненного нерва торговых и политических сношений с Востоком.
     Известно, что Египет и Турция принимают самые энергические меры и неутомимо ведут переговоры с великими европейскими державами. Чтоб добиться подчинения иностранцев территориальной судебной власти и отменить таким образом консульскую юрисдикцию с этой целью были выработаны различные проекты судебной реформы, которые сильно ограничивают компетентность консульских судов и расширяют автономию территориальной власти. С тех пор же, когда Турция (в 1856 г.) торжественно объявлена культурным и цивилизованным государством, она не устает настаивать на полной отмене капитуляций, т.е. на безусловном подчинении подданных христианских государств турецким полицейским и судебным властям.
     Вопрос этот касается, по глубокому нашему убеждению, самых насущных интересов европейских государств вообще, и России в особенности. В то время когда торговые сношения России с Востоком принимают все большие и большие размеры, когда прорытием Суэцкого канала русской торговле открыт самый ближайший путь через Египет в Индию, необходимость охранения законных прав и интересов русских подданных на Востоке в особенности дает себя чувствовать. Поэтому ели в государствах Востока и до сих пор господствует неограниченный произвол, если местные правительства не представляют никакого ручательства в беспристрастном решении споров, в которых заинтересованы европейцы, то ни Россия, ни другие европейские державы не смогут подчинить своих подданных местным судам и отказаться от гарантий, выработанных веками и основанных на международных договорах. Этого требуют неотложные условия развития торговых сношений с восточными народами.
     Но не соглашаясь с мнением, что будто уже настало время для отмены капитуляций и полного подчинения европейцев территориальной власти нехристианских государств, мы однако ж совершенно согласны, что существующий в настоящее время порядок вещей на Востоке нельзя не признать ненормальным и представляющим много неудобств и несообразностей. Действительно, неподчинение иностранцев территориальной власти есть, без сомнения, аномалия и консульской юрисдикции присущи многие недостатки и затруднения. Но если отправление правосудия в консульстве будет целесообразно организовано, если консулами-судьями будут лица, стоящие на уровне возлагаемых на них обязанностей, тогда, мы убеждены, исчезнут те несообразности и ошибки, на которые в настоящее время указывают как тяжущиеся, так и восточные правительства. К сожалению, многие европейские и американские консулы не только не в состоянии исполнять судебные свои обязанности, но и успешному развитию торговых сношений они мало приносят пользы. Вот почему мы полагаем, что прежде чем отменить капитуляции или согласиться на существенное изменение их, европейские правительства и Соединенные Штаты должны устроить свои консульства на Востоке на основаниях целесообразных и рациональных и обеспечить путем отдельного законодательства и общего международного соглашения правильное осуществление консулами предоставленной им судебной власти.
     Наконец, считаем необходимым еще заметить, что при исследовании настоящего вопроса мы встречали немало затруднений. Прежде всего, специальной литературы по вопросу о консульской юрисдикции совсем не существует: в богатой по всем другим отраслям знаний западной литературе имеется всего только одно специальное сочинение, заслуживающее некоторого внимания. Затем нелегко было также ознакомиться со всеми иностранными законами, правительственными распоряжениями и инструкциями, относящимися к консульствам на Востоке. Только благодаря просвещенному содействию некоторых лиц, - которым мы приносим здесь искреннюю нашу благодарность, - нам удалось воспользоваться этим не всем доступным материалом. С другой же стороны, источники по истории консульских учреждений чрезвычайно обогатились, в особенности в последнее время вследствие обнародования многих новых документов из венецианского, флорентийского и других архивов. Насколько было в наших силах, мы ознакомились со всеми этими драгоценными для уразумения развития консульского права источниками. Но при все нашем желании мы не могли пополнить нескольких замеченным нами пробелов.
     Как бы то ни было, если этому исследованию удастся обратить внимание на вопрос, совершенно заброшенный, если оно вызовет новую, более всеобъемлющую разработку настоящего предмета, так близко касающегося насущных интересов России, то мы сочтем посильный труд наш вполне вознагражденным.

Ф. Мартенс
8 февраля 1873 г.