ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ТОМУ
Приступая к изданию I-го тома своего труда об «Юнкерских училищах в 1871 году, автор имел в виду ограничиться изложением постепенной разработки учебного плана и представлением достигаемых результатов образования в них офицеров, собственно армейских, из среды вольноопределяющихся, за первые только семь лет.
Предполагалось в двух небольших томах выяснить, на основании исторических, статистических и педагогических данных, на столько все стороны деятельности новых учебных заведений, чтобы руководящие образованием в них юнкеров могли иметь под рукою педагогические материалы, собранные в одной системе, и практические указания, по возможности, проверенные наблюдениями и личным опытом. Взамен напечатанных в разное время статей и описаний, разбросанных в «Военном» и «Педагогическом» сборниках и в «Русском инвалиде» полагалось дать людям, заинтересованных ходом образования у нас значительной массы офицеров, нечто цельное, до известной степени законченное и сколько-нибудь освещенное положительными выводами.
Но уже приступая к составлению II-го тома, к описанию состава учащихся, их умственных и нравственных сил, к очерку способов, приемов и средств образования юнкеров в Училищах, автор вынужден был в значительной степени развить свою первоначальную программу: оказалось необходимым представить, возможно, полную картину задач, способов и приемов обучения, пришлось разыскивать причины, многих недостатков в ходе обучения, зондировать глубокие раны, с болью отражавшиеся на способах и приемах обучения, несмотря на довольно богатые уже материальные средства Училищ, и не взирая на достаточно просвещенный персонал учащих; приходилось выяснять, при помощи статистических цифр, неблагоприятное сочетание многих условий, как таких причин, от которых непосредственно зависят методы обучения и воспитания, а следовательно при могущественном влиянии которых не могут быть достигаемы столь полные и основательные успехи в образовании (умственном и нравственном), какие были желательны, но которых можно ожидать только от учебных заведений, твердых в своей организации и менее зависящих от разных непредвидимых случайностей; колебания и случайности в деле образования вредны для благоустройства учреждений, призванных (в 1864 г.) не только для военно-специального образования, но и для служебно-строевого обучения значительной массы офицеров для службы в войсках.
Исследования об обучении и воспитании юнкеров, без указаний на достигаемые результаты - эта пассивная, так сказать, сторона деятельности Юнкерских Училищ, тесно связанных с экономическим и служебным бытом и с положением вольноопределяющихся в войсках - могли быть спокойно, более беспристрастно взвешены в другое менее тревожное время, чем то именно время, когда все наше общество находилось накануне коренных реформ в способах комплектования армии нижними чинами.
Действительно, издав II том за несколько месяцев до обнародования Высочайшего Указа 1-го января 1874 г., автор очутился в положении крайне невыгодным - в его книге оставалось недосказанным то, в чем могли обнаружиться те результаты, к которым приходило военное ведомство относительно образования массы офицеров, даже в 1872 году, несмотря на многие неблагоприятные условия, именно в педагогическом отношении. На свет Божий появились во II томе разоблачения многих недостатков и в составе учащихся, и в ходе обучения, - активная, же сторона Училищ - их успехи, вся их полезная, хотя и мозольная работа, оставалась для многих загадочной, по меньшей мере непонятною, иногда даже извращенною людьми, мало знакомыми с институтом вольноопределяющихся.
Общеобязательная воинская повинность, как можно было предвидеть и как, надеемся, будет доказано в появляющимся теперь III-м томе, должна была неминуемо коснуться судьбы Юнкерских Училищ, и прежде всего уничтожить некоторые неблагоприятные условия, бывшие главными причинами задержки их в постоянном развитии к преуспеванию.
Силою обстоятельств пришлось предполагаемый III-й том разделить на две особые части.
В одной (четвертой) части, ныне появляющейся, изложить полные результаты десятилетней работы Училищ, в целом их состав, представить читателям всю простоту и экономность их организации, указать на плодотворность затрат военного бюджета на образование значительного числа офицеров.
В другой (пятой) части рассмотреть те следствия, какие неминуемо должны произойти в учебно-воспитательном плане Училищ от приложения к ним закона о всесословной воинской повинности и новых правил о приеме на службу вольно определяющихся, а равно прохождения службы нижних чинов до производства в офицеры.
Общею связью этих двух частей служат исследования в IV главе о существенных задачах Юнкерских Училищ, как правильно организованных военных школ, долженствующих удовлетворять громадному запросу армии с короткими сроками службы на офицеров, не только достаточно образованных и сведущих в военном деле, но и подготовленных в служебно-строевом отношении офицеров не только умеющих, но и знающих.
Представив в целом III-м томе полный очерк данных для уразумения основных начал, условий и благоустройства Училищ, автор счел полезным выпустить на свет каждую часть особо, в том внимании, что некоторых читателей может не столько интересовать современное, еще не волне завершенное положение училищ, сколько узаконения относительно приема, прохождения курса и испытаний на производство в офицеры, в зависимости от «устава о всесословной воинской повинности».
В какой степени исполнен автором труд в трех томах, пусть судят военные люди, близко заинтересованные образованием многочисленных кандидатов в офицерские чины, не в отборных и специальных только родах войск, а в армии - в общих родах войск.
Автор сделал все то, что мог, сколько позволили ему силы и средства, и что он обязан был сделать для пользы этого образования, как благодаря своему положению в течение почти 10-ти лет, так и по своим нравственным неофициальным отношениям к руководящим образованием юнкеров в каждом Училище.
11 апреля 1876 г.