ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое описание деятельности юнкерских училищ, в 8-летний период их существования (с 1864 по 1872 год), основано на фактах и наблюдениях, через ежегодные поездки автора для ревизий и инспекций училищ, с первых дней их учреждения. Не доверяя своим собственным силам, автор старался проверить свой взгляд мнениями и заметками начальников училищ по всем таким вопросам, разрешение которых требовало опытного знакомства с различными сторонами устройства училищ, со способами и приемами воспитателей, со свойствами учащихся и т.д. Многими заметками о распределении учебных предметов и ходе обучения и военного воспитания, кроме официальных документов, автор обязан деятелям, ближе всего стоящим к юнкерам - ротным (эскадронным, сотенным) командирам, некоторым младшим офицерам и преподавателям. Кроме разных официальных документов из годовых отчетов, ему были доступны и дела канцелярий.
Пользуясь такою массой материалов и своим положением в сношениях с училищами, было возможно с достаточною уверенностью проникнуть во все сокровенные стороны деятельности учреждений, признанных необходимыми для обучения и военного воспитания всей массы офицеров Русской армии. Автор, сознавая серьезность своей задачи, старался представить картину деятельности этих учреждений, образующих ныне до 4,000 юнкеров и дающих до 1,500 офицеров, в том свете, какой наиболее приличен для труда, предназначаемого для уяснения фактов, с целью дальнейшего преуспеяния этих новых, еще не вполне установившихся военно-учебных заведений. Затруднения происходили скорее от изобилия, чем от недостатка материалов, и если, при всех благоприятных условиях, работа эта окажется недостаточно полной или не вполне законченною и разработанною, то не от недостатка желания, а единственно по причине не установившихся еще взглядов на разные стороны воспитательной деятельности вообще.
Несравненно чувствительнее автор отнесется к упрекам, если они возможны, за многие указания на существующие недостатки, раскрыть которые он считает необходимым, с беспощадною строгостью, для пользы воспитания. В деле воспитания откровенное, хотя и жесткое, слово имеет несравненно большую ценность, чем щедро расточаемая похвала, через сопоставление фактов, не имеющих строгой логической связи. Для всякого мыслящего человека важнее выразительный факт, чем натянутые комментарии, в которых следствие, очевидно, не вяжется с причиной, чем мнение, не подтвержденное фактами и очевидными явлениями. Правильная оценка фактов и беспристрастный анализ мнений, если те и другие опираются на строго проверенные данные, составляют необходимое условие во всяком труде, - тем более беспристрастия требуется в трудах педагогических, в работах, имеющих дело с воспитанием юношества.
Всю деятельность юнкерских училищ предполагалось изложить в одном (2-м) томе; но, при обработке материалов, автор признал необходимым, для пользы дела, значительно расширить первоначальный проект программы, так что каждая из последующих двух частей составила особый довольно компактный том.
Во 2-м томе: «Обучение и военное воспитание юнкеров», рассматривается вся система воспитания, соответственно определенным целям, и средства для достижения этих целей.
В 3-м томе, «Условия благоустройства училищ», представляется сжатый очерк образа жизни юнкеров, состояние их здоровья, стоимость их воспитания, а равно хозяйство училищ и т.п.
В конце каждого тома приведены важнейшие приложения, состоящие из некоторых документов и наиболее важных статистических данных по каждому училищу, а также краткий перечень тех материалов, которыми автор пользовался, при составлении своего труда.
При постановке некоторых теоретических вопросов, в применении к юнкерским училищам, главнейшими пособиями служили переведенные на русский язык сочинения немецких педагогов: «Руководство к воспитанию и обучению», д-ра Ф. Шварца, переделанное д-ром В. Куртманом, в переводе С. Шафранова и Лебедева, 2 части; «Руководство к воспитанию и учению», д-ра Ф.Э. Бенеке, в переводе, под редакцией и с примечанием Н.Х. Весселя; «Очерк практической педагогики», д-ра Ф. Диттеса, в переводе, под редакцией И. Паульсона; «Очерк истории воспитания и обучения» по Шмидту, Раумеру и др., Модзалевского и пр., и разные статьи, помещаемые в Педагогическом Сборнике. Кроме того, в разрешении некоторых существующих предметов, в трудном деле воспитания, автор руководился опытными выводами известного английского писателя, педагога Тейта (Tate), который в одном из своих многих сочинений: «The Philosophy of Education ob the Principles and Practice of Teaching» представляет живую и весьма интересную картину общих правил воспитания, как плод его многолетней работы и тщательных наблюдений.
В заключение, автору остается принести свою искреннюю благодарность тем начальникам училищ, которые, из собственного уже продолжительного опыта, могли делать полезные указания, при разрешении разных практических вопросов, а равно Виктору Ивановичу Деларову, обязательно принявшему на себя редакторскую процедуру издания, предназначаемого автором для пользы воспитания наших будущих армейских офицеров.
25 января 1873 г.