Предисловие книги:
Исторический очерк развития образования в Германии / Паульсен Ф.; Пер. под ред. Сперанский Н.В. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1908. – 364 с. – репринтная копия
ОТ РЕДАКТОРА РУССКОГО ПЕРЕВОДА
Предлагаемая вниманию русской публики новая работа Фр. Паульсена «Das deutsche Bildungswesen in seiner geschichtlichen Entwickelung» входит в состав известной немецкой научно-популярной библиотеки «Aus Natur und Geistesweit» (Teubner, Leipzig-Berlin).
Большую часть своей книги Паульсен посвящает истории педагогических идеалов, школьной политики и образовательных учреждений в Германии с XVIII века до наших дней. Но кто же не знает, какими бесчисленными нитями история русской образованности за то время сплетается с немецкой? Читая у Паульсена про историческую роль университета в Галле, кто же не вспомнит, что у одного из самых крупных представителей этого университета, у Христиана Вольфа, во время его вынужденного пребывания в Марбурге, учился создатель первого из русских университетов, Ломоносов? Или при характеристике старого геттенгенского университета кому не вспомнится у Пушкина.
Борьба же за принципы, положенные Вильгельмом Гумбольдтом в основу берлинского университета и воспроизведенные в нашем университетском уставе 1863 года, до сих пор составляет у нас, в России, злобу дня. До сих пор нам приходится разъяснять, какая глубокая истина заключается в том, что Гумбольдт сто лет тому назад внушал с таким успехом правительству своей родной страны. «Государство не должно относиться к университетам ни как к гимназиям, ни как к специальным школам. Оно вообще не должно ничего требовать от них непосредственно для себя, а должно проникнуться тем внутренним убеждениям, что, достигая своих конечных целей, университеты, тем самым, отвечают и его конечным целям - и отвечают с высшей точки зрения, откуда открывается гораздо более широкий горизонт, причем в их распоряжении находятся такие рычаги и силы, какими не располагает само государство.
Что касается более ранних периодов в развитии немецкой образованности - средних веков, эпохи Возрождения, эпохи Реформации и времени господства придворного «галантного» идеала, - то при широкой точке зрения, с которой их рисует Паульсен, знакомство с этой частью его работы обращается в знакомство с главными этапами общего интеллектуального развития Европы, - предмет, который опять-таки нельзя признать неподходящим для русской «Библиотеки для самообразования».
Как автор исполнил свою задачу - об этом нет надобности распространяться. Имя Фр. Паульсена слишком известно, и труды его по истории школы не нуждаются ни в чьей рекомендации.
Русский перевод книги исполнен гг. Л.Д. Жбанковым и Ал. Витиным. Редактор со своей стороны постарался, по возможности, сгладить те неровности языка, которые являются неизбежным недостатком всякого коллективного перевода.
Н. Сперанский
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Я очень охотно принял предложение издателей представить в одной из книжек выпускаемой ими научно-популярной библиотеки исторический очерк развития образования в Германии, считая вполне возможным даже в столь тесных рамках исполнить эту задачу так, чтобы это посодействовало не только знакомству с прошлым, но также правильной оценке настоящего и установлению видов на будущее. Конечно, такой набросок никак не может иметь той привлекательности, как нарисованная широкой кистью картина с изображением личностей и быта. Зато в нем есть и преимущества: в нем резче выступают главные линии, по которым идет движение, что побуждает мысленно проводить их дальше, заглядывая в будущее. Этим путем история образовательных учреждений, которая так склонна расплываться в безбрежную ширь или превращаться в бесцельные архивные раскопки, быть может, окажется способной сослужить службу и современной образовательной политике. И если, при таком понимании своей задачи, я кратко говорю о ранних временах и становлюсь, все более и более подробным по мере приближения к современности, то вряд ли кто меня за это упрекнет.
Основная моя историческая точка зрения такова: образовательные учреждения не обладают самостоятельным движением, ход их развития обусловливается всегда глубокими течениями общей культурной жизни. Согласно этому, я всюду прилагал особое старание, чтобы как можно отчетливее и яснее характеризовать подобные общекультурные тенденции и их влияние на уклад школы. Входить при этом в частности педагогических идей, школьных уставов, учебных планов и технического ведения дела и отмечать особенности в отношении отдельных немецких территорий было, само собою, разумеется, немыслимо: тогда пришлось бы обратить книжку сплошь в сухой конспект. Я же был бы очень рад, если бы читатели мои нашли, что в предлагаемом им очерке судеб немецкого образования, как в зеркале, отражается в уменьшенном виде вся картина культурного развития нашего народа.
Фридрих Паульсен