Предисловие книги: Иллюстрированная всеобщая история музыки: Развитие музыкального искусства с древнейших времен до наших дней: Перевод с немецкого, дополненный по новейшим источникам с прибавлением очерков истории музыки в России / Науман Э., проф.; Пер. под ред. Н. Финдейзен. – Спб.: Ф.В. Щепанский, 1897. – 920 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Так как мы обращаемся к историческому развитию искусства, столь много таящего неразъясненного и загадочного, как то искусство, которое творит и думает тонами, то нам прежде всего нужно обозначить исходный пункт и цель пути, пройденного музыкой, чтобы дойти от самых первобытных проявлений до такого высшего выражения своего существа, благодаря которому мы видим ее проникающей в сердца современников и подчиняющей их силе своих влияний. Если мы будем иметь в виду оба конечные пункта пройденного ею пути, то в начале история музыки - это изложение развития музыкального искусства от наивной игры со звуками, как это мы замечаем у некоторых древнейших народов, оставшихся еще совершенно в детском состоянии, или от восторга пред грубейшими явлениями звука и ритма, как это встречается у наций совершенно или наполовину варварских, - до искусства, услугами которого пользуются религия, государство и общество.
     На этой стадии музыкальное искусство начинает уже считаться с признаками, свидетельствующими в пользу вида и степени культуры, как и своеобразной особенности духовной жизни таких народов, у которых мы его находим в этой тесной связи с их важнейшими учреждениями, традициями и мировоззрениями. Но, даже дойдя до этой точки, музыка прошла еще только меньшую половину своего пути. Более широкая и большая половина пути, который музыка должна пройти, чтобы достигнуть своей цели, - приходилось на ее усовершенствование до степени ставшей во всех отношениях самостоятельной духовной силы, т.е. до степени искусства, которое способно к своему собственному существованию, к своей собственной жизни, без приложения к религии, государству и обществу, даже без тех отношений, в которые оно вступало с другими искусствами во время своего развития; приходилось, следовательно, на ее развитие до самостоятельной отрасли духовной жизни, до искусства, которое само себя поставило своей конечной целью и которое имеет доказательства для справедливости своих притязаний на независимое существование уже в том месте, которое оно заполняет в культурной жизни человечества.
     Задачей последующего изложения хода развития музыкального искусства будет проследить музыку, на ее уже упомянутом выше пути, от ее самого первого детского лепета до развития ее полной силы экспрессии, и проводить ее в ее шествии по запутанным и погруженным в темноту едва начавшегося духовного рассвета тропинками до залитых солнцем вершин, на которые она, наконец, поднялась. И как обыкновенно человек развитию и происхождению - будь это в природе, будь это развитие человечества, - уделяет почти еще более глубокий интерес, чем совершившемуся и законченному, точно также бывает и в искусстве. И здесь мы можем только тогда понять всю истину тех последних результатов, которые дает нам современное состояние искусства, и воспринять их в свою духовную собственность, когда мы узнаем, какой путь требовался для того, чтобы подняться до них.