ПРЕДИСЛОВИЕ
Специальная задача истории военного искусства заключается в исследовании тех путей, по которым шло развитие военного искусства, понимаемого в обширном смысле, и тех причин, которыми обусловливалось его развитие. Таким образом, как видим, задача истории военного искусства вполне аналогична с задачей Общей истории, исследующей пути развития человечества или какого-либо народа. При бесконечной видоизменяемости исторической обстановки, а следовательно, и отсутствии повторяемости тождественных явлений при тождественных условиях, ни общая история, ни история военного искусства не могут дать кодекса законов, подобных тем, которые установлены точными науками: они могут указать лишь закон развития, каждая из области своего ведения. Изучая историю военного искусства, мы приходим к заключению, что наивысшие ступени развития этого искусства у различных народов вовсе не могут быть связаны ни с эпохой наибольшего просвещения, ни с высоким состоянием культуры; они также не совпадают с временами наиболее богатыми войнами, когда невежественное и освирепевшее человечество, важнейшим и славнейшим выражением внешних и внутренних отношений государств считало войну. Таким образом, кульминационный пункт греческого, римского и арабского военного искусства не совпадает с временем наивысшей образованности этих народов; с другой стороны, военное искусство самой мрачной эпохи средних веков, времени господства кулачного права, находилось на весьма жалкой ступени развития. История нас учит, что военное искусство, понимаемое в обширном смысле слова, достигает наиболее полного и гармонического развития у каждого народа в те эпохи его исторического существования, когда весь народ во всей его совокупности живет наиболее полной жизнью находя гармоническое удовлетворение всем своим потребностям, как умственно-моральным, так и материальным, в семейных, государственных и общественных отношениях.
Признав верными нашу точку зрения и вывод, следует прийти к заключению, что в истории военного искусства нет эпохи, которая бы не имела научного значения; времена наибольшего упадка военного искусства также поучительны, как и времена широкого развития всех его элементов; только изучая те и другие можно уяснить причины, способствовавшие развитии. Военного искусства или его падению. Рыцарская тактика, рыцарский способ ведения войны, конечно, не могут иметь для нас непосредственного практического значения (как и вообще любой отдельный факт, вырванный из области военной истории), но как фазис в развитии военного дела, они имеют свое совершенно определенное место и подлежат тщательному исследованию.
Значение Средних веков в истории военного искусства долго не находило истинной оценки по тем же причинам, как и выяснение смысла этой эпохи в истории развития европейских народов вообще. В последнем отношении мы видим, что деятели «Возрождения», углубившись в изучение классической древности, ища так идеалов и оружия для борьбы с учреждениями своего времени, естественно с ожесточением относились к эпохе Средних веков. В последующие время господства ложноклассических идей, когда утрачена была способность к пониманию оценки исторического значения Средних веков, деятели второй половины XVIII ст., «энциклопедисты» и философы, в борьбе с остатками средневековых учреждений столько односторонне видели в рассматриваемой нами эпохе одно лишь варварство и так же мало могли выяснить эту ступень в развитии европейских народов, как и политическая близорукость наследовавших им романтиков. Только положительная философия новейшего времени указала истинное назначение Средних веков в развитии европейского общества. Ища точного определения причин каждого явления, выясняя условия его обстановки, отыскивая преемственность связи между явлениями жизни и духа, отвергая всякого рода скачки в развитии идей и событий, положительная философия нашла положительное содержание и в Средних веках. Указала их законность как фазиса в развитии европейских народов и государств, определила их исключительные особенности. Средние века внесли в политику нравственный принцип. Что было неизвестно классическому миру, возвысили значение семьи и личности, поглощавшихся в древнем обществе государством, подготовили распространение благ цивилизации на весь земной шар, положили начало уничтожению рабства, т.е. того учреждения, на котором покоился древний мир.
В военном искусстве значение Средних веков не менее важно. Из сочетания искусства древних и новых народов выработались начала современного военного искусства; рыцарство развило принципы военной части, военной доблести до высочайшей степени; изобретено было огнестрельное оружие - один из важнейших современных боевых деятелей; учреждены постоянные войска на началах, имеющих мало общего с древними понятиями об этом учреждении и давших центральной власти возможность победоносной борьбы с феодализмом.
Таким образом, изучение средневекового военного искусства необходимо не только для уяснения того пути, по которому развивалось военное дело, но и для полного, точного понимания современных военных учреждений.
Вышеуказанный путь развития военного искусства дал и программу нашему труду. Мы не могли следовать обычному изложению, принятому почти во всех сочинениях подобного рода и заключающемуся в передаче событий в хронологическом порядке, по столетиям и иногда с разделением по государствам. У нас каждая глава имеет предметом преобладающее развитие той или другой идеи, того или другого элемента военного искусства в последовательном ходе истории.
Источниками и пособиями нам служили, во-первых, литературные памятники исследуемой эпохи. Само собою разумеется, что мы не могли основать, как это ни жаль, всей нашей работы на этих первых источниках - подобный труд немыслим для одного лица и потребовал бы нескольких человеческих жизней. Мы могли воспользоваться только некоторыми основными источниками, как, например: трудами Прокопия Кесарийского о войне с персами, летописью монаха Риккера, хрониками Фрусара и Комина, русскими летописями, сказаниями мусульманских писателей и пр., а также некоторыми историческими хрестоматиями, как, например, превосходным сборником г. Стасюлевича, хрестоматией по французской истории г. Дюсье и др. Во-вторых, мы изучили некоторые специально-военные трактами средневековых писателей (отчасти и древних) - Вегеция, императора Льва Философа, Марино Сануто (по извлечению г. Стасюлевича), Маккиавели, Фрундсберга или Фронспергера, Вальсгаузена и др. В-третьих, существенную помощь мы нашли в обработанных трактатах по общей и русской истории, как, например, у Соловьева, Забелина, Вейсса. В-четвертых, мы перечли все сколько-нибудь, как нам кажется, известные пособия, руководства и учебники по истории военного искусства и ознакомились со многими исследованиями и монографиями по отдельным вопросам. Указания на эти труды читатель найдет в примечаниях, помещенных в конце каждой части. Часто нам приходилось обращаться к несколько устаревшему, но солидному сочинению Брандта. Ближе всех к нашей программе подходит соч. Гаржегга, но он так кратко говорит о средневековом военном искусстве, что нам очень мало пришлось пользоваться этим автором. К этой же категории относятся сочинения Карион Низа, Роканкура, Леконта и др. Гораздо более дает, но главнейшим образом по административной части и то только для Франции, прекрасное сочинение Бутарина. Рихтгорфен очень полезен при исследовании хозяйственных вопросов. Очень слабо в научном отношении, но богато текстуальными выписками из важных источников сочинение Гарди. Последними достоинствами отличается и монография г. Черткова о болгарском походе Святослава. История пехоты Рюстова - прекрасное пособие при изучении военного искусства, начиная с XV ст. для истории кавалерии важное значение имеет труд Денисова с дополнениями г. Брикса. По истории артиллерии незаменимо капитальные сочинения Наполеона III и генерала Фаве. Сущность развития инженерного искусства изложена краткое, но обстоятельно и прекрасно г. Кюи; сочинение Цастрова по этому предмету полезно для позднейшей эпохи Средних веков и пр.
Но во главе всех позднейших пособий по истории военного искусства мы должны поставить драгоценное сочинение г. Мейнерта. Правда, автор имеет предметом только европейского военное искусство. А программа его совершенно не соответствует нашей, так как он не касается военных операций и рассматривает развитие военного искусства в хронологическом порядке притом по государствам, так что труд его мог иметь для нас значение почти исключительно лишь как материал, но материал чрезвычайно богатый и добросовестно, с замечательной полнотой сгруппированный.
При составлении атласа мы пользовались между прочим Каузлером и главнейшим образом Иенсом; текст к прекрасному атласу Иенса не составлен нами без внимания, хотя в нем нагроможден совершенно сырой материал. Часто едва ли имеющий какое-либо научное значение и притом иногда проникнутый узко-патриотической лирикой.
В заключение считаем долгом заявить, что труд наш по специальности его содержания и малому развитию научных интересов в нашем обществе обязан своим появлением в печати только содействию Николаевской академии генерального штаба. Назначение его - главным образом служит пособием для офицеров, обучающихся в названной академии.
А. Пузыревский