Предисловие книги: Исторический очерк русской школы / Григорьев В.В. – М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1900. – 600 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Занимаясь историей педагогики и воспитанниками Новинской и Поливановской учительских семинарий и Московского учительского института, я обратил внимание на тот интерес, с каким они относились к изложению исторического хода русских училищ. Для удовлетворения любознательности моих слушателей, я пополнял излагаемые им уроки сведениями из имеющихся у меня специальных книг и журнальных статей по этому предмету. По приведении в систему изложенных заметок, я составил настоящую книгу компилятивного характера, обнимающую собою низшие, средние и специально-педагогические училища, начиная со времени первого возникновения училищ на Руси и включительно до царствования Императора Александра II.
     Цель книги чисто педагогическая: познакомить учащихся с духом, направлением и устройством русских училищ, а также дать собранный по возможности в одно целое очерк русской школы теми из читателей, которые интересуются этим предметом. В историческом очерке училищ XIX века, с эпохи царствования Императора Николая I, я преимущественно имел в виду описание училищ ведомства Министерства Народного Просвещения, а с царствования императора Александра II, я исключительно ставил своей задачей описание училищ ведомства Министерства Народного Просвещения и женских учебных заведений ведомства учреждений императрицы Марии.
     Так как высшие учреждения, как, например, Императорская Академия Наук, Императорская Публичная библиотека и др., преследуя свои собственные, предназначенные к цели, оказывают также влияние на общее состояние народного образования, то я делал краткие описания и вышеназванные учреждения; с такою же целью я касался университетов, лицеев и других высших русских учебных заведений. Кроме того, в историческом очерке мною помещены краткие сведения о библиотеках, ученых обществах, выставках, премиях и пожертвованиях на учреждение училищ и на стипендии учащимся.
     Представляемый исторический очерк распределен по главам, соответственно преобладающему характеру училищ того или другого времени или соответственно тем царствованиям, во время которых осуществлялись главнейшие училищные реформы. При историческом описании училищ я делал краткие указания на составление образования в нашем отечестве в описываемую эпоху.