Предисловие книги: Брак у древних евреев / Стеллецкий Н., свящ. – Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1892. – 399 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Брак и семейная жизнь Израильтян в религиозном отношении были как бы необходимым предположением или условием служении Иегове. Все важнейшие теократические события израильской истории находятся в теснейшей связи с семейством. Так, Иегова ниспосылает свое благословение на семью Авраама; одно семейство Иакова переселяется в Египет; 12 сыновей Иакова основывают семейства, возросшие впоследствии в колена; эти семейства служат основанием разделения еврейского народа; самое государство еврейское, образовавшееся с течением времени, оставалось в сущности семейно-патриархальным. - Таким образом, исследуя древне - израильскую семью в ее основании или древнеизраильский брак, мы, тем самым, будем изучать одну из существенных сторон жизни ветхозаветного иудейства.
     В настоящее время пришли к убеждению, что брачное право, как и всякое право, необходимо изучать в его историческом развитии. Важность такого изучения очевидна, потому что только при свободном исследовании брачного права можно удостовериться, что факты этого права, та или другая особенность его не случайны, а обуславливаются внутреннею жизнью народа. Сверх того, такое исследование дает возможность с точностью определить начало тех или иных брачных учреждений, ступени его развития, видоизменения и т.п.
     Брачные отношения Израильтян, как и вообще гражданско-социальные отношения их, запечатлены характером восточной, семитской жизни. «Необыкновенная простота и неподвижность древнего востока, пишет Кейл, выносливою натурою Семитов были поставлены на путь спокойно идущего вперед развития жизненных отношений, существенно отличных от подвижных и изменчивых отношений запада и нового времени». Полигамия, стремление к многочисленному потомству, левират, преобладание мужа над женою, наложничество и т.п. - все это отличительные особенности семитского понимания брачного союза.
     Освящающее, так сказать, действие имел закон святости, в частности и на брачные отношения Израильтян, очищая брак, как учреждение божественное, от всяких греховных наростов. Это действие законов на фактическую брачную жизнь народа настолько было сильно и глубоко, что, при своем общем восточно-семитском характере, она не могла не принять иных особенностей, существенно отличающих ее от брачной жизни всех остальных народов востока. Здесь невольно является такая параллель: подобно тому, как в новые времена облагораживание нравов, обычаев и законов брачной жизни есть высокое преимущество народов христианских, - так в древние времена еврейский народ был среди всех прочих народов мира носителем правил высоконравственной, благородной брачной жизни. И как ни далека от нас брачная жизнь ветхозаветных Израильтян, общие начала ее ближе к нам, чем это кажется.
     Христианство, отменив от древнего израильского брака все, что носило условный характер, оставило неприкосновенными его общие начала. Идея единоженства, правила чистоты супружеской жизни - все это - только еще более возвышенное и одухотворенное - принято и сохранено христианством.
     Исследование брачных отношений древнего Израиля получить еще больший интерес, если в изучении их идти путем сопоставления с брачными отношениями других древних народов. В таком случае многие особенности древних народов. В таком случае многие особенности брачной древнееврейской жизни выступят в более рельефных, живых и ясных очертаниях. А потому, исследуя брачные отношения, мы будем указывать и на соответственные им параллели в области брачной жизни других народов древности, как то: Китайцев, Индийцев, Египтян, Персов, Греков, римлян и древних Арабов.
     Основным источником для исследования вопроса о браке у древних Евреев служит священная ветхозаветная письменность, и прежде всего, все части Пятикнижия, в которых, главным образом, изложено законодательство Моисея, именно, книга Исход 20-31 гл. и три последние книги Моисея, так как эти книги, между прочим, заключают в себе изложение законов брачной жизни. Но Синайское законодательство, новое в своих началах и форме, опирается своею предметною, так сказать, стороною на древнее патриархальное право, освященное жизнью великих родоначальников еврейского народа. С этим патриархальным правом законодатель имел дело  и в области брачных отношений, частью предполагая их известными, частью принимая их, как готовые формы, нуждавшиеся лишь в некоторых изменениях, ограничениях и определениях. Поэтому, для ясного понимания брачных законов Моисея необходимо иметь в виду и лежащее в основе их патриархальное право первых времен человеческой истории. Следовательно, и вся книга Бытия и первая половина кн. Исход представляют для нашего вопроса драгоценнейший, хотя, к сожалению, краткий источник. Обычное право в тех брачных отношениях, которые законодательство предполагало известными и для которых потому не давало своих новых постановлений, очевидно, действовало и после издания законодательства и фактически сказалось в последующей истории народа Божия.
     Не менее важным источником при исследовании древнееврейской брачной жизни может служить, так называемое, талмудическое брачное право, т.е. традиционное толкование брачного права Моисея. Законодательство Моисея содержит немного определений по вопросу о браке, большей частью отрицательного характера; положительных же постановлений в нем мало. А между тем, с течением времени жизненные отношения еврейского народа значительно расширились и осложнились, так что простые и немногочисленные определения закона, вышедшие преимущественно из патриархального права, оказались не вполне достаточными. Поэтому определения эти в дальнейшей практике естественно должны были получить более широкое применение и принять вид более сложных норм. Так возникает традиционный кодекс брачного права. Для нас, в данном случае, имеет значение собственно, так называемая Мишна. Она делится на шесть отделов, которые также подразделены на трактаты. Семь трактатов третьего отдела Мишны почти исключительно содержат в себе изложение брачного права. Точно также излагает это право четвертый трактат четвертого отдела (Sanhedrin). Эти трактаты представляют собою собственно, весь кодекс иудейского брачного права, то есть закона Моисеева в школьном его истолковании.
     Говоря о талмудическом брачном праве, как об одном из источников для исследования брака древних Израильтян, мы вовсе не думаем ставить его наравне со священными книгами ветхого завета. Мы не можем согласиться с Иудеями, которые убеждены, что происхождение всех традиций Талмуда современно Синайскому законодательству, что кроме заповедей, записанных в Пятикнижии, Богом даны Моисею на Синае еще многие устные заповеди, служившие к разъяснению первых, что это таинственное устное предание, перешедшее от Моисея к И. Навину и его преемникам, со времени законодателя хранилось до заключения его в письмена, что, поэтому, Талмуд такого же божественного происхождения, как и закон Моисеев.
     Предлагаемая работа заключает в себе шесть глав.
     Первая из них содержит в себе исследование о существе, характере и цели древнееврейского брака.
     Вторая - о запрещенных браках.
     Третья - о левират и ужичестве.
     Четвертая - о заключении брака: обручении и бракосочетании.
     Пятая - об отношениях супругов: чистоте супружеских отношений, правах и обязанностях супругов, наложничестве.
     Наконец, шестая говорит о разводе, второбрачии и положении вдовы.