Предисловие книги:
О влиянии борьбы между народами и сословиями на образование строя русского государства в домонгольский период / Затыркевич М.Д. – М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1874. – 467 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Борьба между народами и сословиями, руководящая в настоящее время всеми политическими событиями и всеми внутренними и внешними государственными отношениями, есть единственное движущее начало развития несвободных политических отношений. С тех пор, как на старом Европейско-Азиатском материке началась оседлость, вместе с ней началась и продолжительная борьба оседлого городского населения с варварскими бродячими и кочевыми народами. Эта борьба составляет главное содержание всей древней и средневековой истории, и народов Востока, и народов Запада. В настоящее время уже давным-давно прекратились опустошительные набеги и завоевания варварских народов, но борьба между народами не прекратилась. И до сих пор во многих государствах отдельные народности продолжают враждовать друг с другом, за различные экономические и политические выгоды. В то же время, каждое из современных нам государств, представляя особенную народность по отношению к другим государствам, вследствие естественного размножения населения, стремиться к расширению своих пределов, или к увеличению своей власти. Отсюда борьба между отдельными государствами: одни борются за политическое преобладание, другие - за политическую самобытность, то есть, за свое существование. Среди борьбы оседлого городского населения с варварскими кочевыми и бродячими народами сложились все современные нам государства, из которых нет ни одного, которое бы не составилось из сплочения разных народностей, живших когда-то отдельной политической жизнью. В настоящее время борьба между народами в одних местах приводит к государственному разложению (Китай, Турция, Австрия), в других - к соединению малых государств в большие (Германия, Италия), но в общем итоге к падению старых политических устройств и к возникновению новых, более совершенного вида.
Как в мире физическом борьба стихий и разнородных механизмов есть источник жизни и движущее начало беспрерывного развития, так точно и среди человеческих отношений борьба между народами и сословиями, и вызываемая теми же стихийными силами, есть источник жизни и движущее начало беспрерывного обновления и усовершенствования устройства политических союзов.
К такому заключению приводит нас изучение политических событий и отношений. Чтобы доказать на деле верность этого заключения, я принял на себя труд изложить в повествовательной форме историю постепенного образования Русского Государства в домонгольский период, так, чтобы из самого изложения событий, без всяких рассуждений с моей стороны, читатель видел, каковы были причины, имевшие влияние на образование Русского Государства в этом периоде. Все мое исследование построено на одной основной мысли, которая не заимствована мною из философских систем, но выведена на основании продолжительного изучения исторических памятников древнейших периодов Русской истории.
Рядом с политическими отношениями, как везде, так и в России, слагались общественные (социальные) отношения. В противоположность политическим отношениям, возникшим из борьбы и насилия и основанным на принуждении, общественные отношения основаны на добровольном соединении и выборном начале, и возникли как следствие творческой деятельности свободного человеческого духа. В своем труде, имея в виду изложить только историю образования несвободных политических отношений, я оставляю в стороне историю развития общественных отношений, и касаюсь этих отношений только изредка, где это необходимо для уяснения истории образования политических отношений.
М. Затыркевич
Нежин
15-го Марта, 1872 г.