Предисловие книги:
Отношения к евреям в древней и современной Руси: Мотивы историко-национальные: С точки зрения русско-православной. Ч. 1 / Градовский Н.Д. – С.-Пб.: Типо-лит. А. Е. Ландау, 1891. – 518 c. – репринтная копия
В то время как настоящая книга печаталась и издавалась на свет, в ежедневных и повременных журналах продолжали появляться различные мнения, в известных двух направлениях, по поводу евреев и их современного правового положения в России. Появились в «Новом времени» и «Московские письма» Г. Иловайского, известного у нас составителя исторических учебников, который заявил себя сторонником недопущения евреев в Восточную Русь, на том, между прочим, основании, что, по его мнению, они из-за своей веры, никогда не были терпимы на Руси, особенно московской. Мнение это не новое. Оно давно уже укоренилось в нашем обществе, не встречая, до сего времени, ни с чьей стороны серьезных возражений. Даже борцы из лагеря иудофилов сходились, весьма серьезно, со своими противниками, поэтому, казалось бы, капитальному для них пункту, выражая одинаковые с ними, в этом отношении, убеждения о России, на основании, конечно, тех же исторических сочинений, по которым г. Иловайский составлял свои учебники. Вследствие этого, неверотерпимость к евреям стала предполагаться нашим историко-национальным принципам, которому следует и современная Русь. Таким образом, православная Русь, своими же, русскими, писателями и публицистами, изображалась, в понятиях, от начала до конца, страною столь же неверотерпимою и фанатичною к евреям, как и все прочие христианские нации.
Неудивительно поэтому, что и в Европе составилось точно такое же представление о Руси, как древней, так и современной. Леруа-Болье, этот известный французский публицист, - не имея, конечно, никаких оснований не доверять фактам, передаваемым собственными нашими историками, - не далее, как в февральской книжке «Revue des Deux Mondes», в статье своей «Евреи и антисемиты», прямо и с уверенностью пишет, что евреи, по религиозным предлогам, вовсе не допускались в Россию при первых еще царях из Дома Романовых, разумея тут, по всей вероятности, и Петра I. С такою же легкостью составилось в передовых европейских странах понятие и о том, что Россия, до сих пор, неверотерпима к евреям, и что религиозные поводы действия играют существенную роль и в ее современных отношениях к евреям. И вот из-за этого, преимущественно, из-за предполагаемой историко-национальной нетерпимости нашей к евреям - загорелся, недавно сыр-бор в Англии, не оглянувшись, при этом, как на свое прошлое, и на прошлое всех вообще, христианских стран на Западе. Появились даже, в Лондоне, блестящие и шумные митинги из назвавших себя «друзьями России», с целью формального протеста против не современности ее религиозного направления и подачи дружеского ее совета последовать, более толерантной политике, относительно своих подданных иудейского закона.
Между тем, в сущности, это было не иное что, как сражение с мельницами и пустые удары по воде. Не христианским странам Западной Европы, и не Англии, проповедовать России веротерпимость, хотя бы по поводу евреев. Не находились ли они повсеместно там по религиозным предлогам, иной же раз из чисто своекорыстных побуждений властителей стран, в совершенно бесправном положении еще в конце прошлого, а в некоторых странах, и в начале нынешнего столетия? Но религиозная ли нетерпимость Англии была одною из главных причин появления на американском материке, колонизаций из ее же подданных, которые под защитою созданного ими сильного и независимого государства, состоят ныне в постоянном антагонизме с бывшею своею митрополиею? Давно ли отрешилась Англия и от религиозной исключительности, по отношению к евреям? Не по этой ли причине были они лишены, не далее как в 50-х годах текущего столетия, права участия в парламенте, а следовательно и права считаться там вполне натурализованными гражданами страны, в которой они обитали, в качестве оседлых жителей и вместе ее подданных?
Но посыпавшиеся на Россию, благодаря нашим же писателям, преимущественно, иудофобского лагеря, упреки в неверотерпимости к евреям, являются до крайности несправедливыми и неуместными и по другой, более существенной причине - по воображаемости такой неверотерпимости и ее решительному у нас несуществованию в том виде, в каком она появилась в римско-католических и протестантских странах. Книга наша докажет, что Русь, со времени принятия христианства, в лице своих святителей и государей, была всегда напротив, светочем веротерпимости и человечных отношений к иноверным людям, какой бы расы и религии они ни были, не исключая и евреев, - в те даже времена, когда на Западе горели для них еще костры, когда христианские там страны попирали человеческую их личность и обагряли себя их кровью, не только в чисто-религиозных, но и своекорыстных целях. Западные рыцари ставили себе в заслугу проливать кровь обезоруженных и беззащитных евреев, и это воспевалось там, как подвиги мужества и христианского благочестия. Наши русские православные, витязи проливали только свою кровь на поле брани, и не считали христианским для себя подвигом поднимать меч против слабых и беззащитных, хотя бы то были и не евреи. Какая первая из европейских стран, как не Россия, признала евреев людьми достойными прав гражданского состояния наравне с другими? В 1772 году, в Европе не было еще и признаков движения в пользу общечеловеческих прав евреев, а между тем, в этом именно году императрицею Екатериною II были им дарованы вероисповедные и гражданские права, наравне с прочими подданными, одинаковых с ними состояний. Городовым ее положением 1785 года, евреи не были устранены и от занятия общественных должностей, в городах, где обитали, и следовательно, были принципиально признаны их гражданами, в полном смысле этого слова. В других же европейских странах, они продолжали еще покупать на вес золота свое право на существование в стране и на защиту со стороны закона и власти. Если же впоследствии, стали проявляться у нас некоторые ограничительные узаконения, в которых сквозили и религиозные поводы действия, то ныне, с отменою в 1887 году Императором, древнего, не касавшегося одних евреев, но специализированного по отношению к ним, в 20-х годах нынешнего столетия, ограничительного узаконения, воспрещавшего им держать у себя по найму, лиц христианских исповеданий. Вышесказанные поводы, в деле гражданских отношений к подданным еврейской веры могут считаться утратившими свое исключительное значение.
Не подлежит сомнению, что причины нынешнего правового положения евреев в России скрываются не в недостатке веротерпимости к ним, но в представлениях совершенно иного рода и свойства, обсуждение которых есть дело внутренней политики, которая нигде не терпит, и менее всего в Англии, вмешательства со стороны посторонних стран и наций, и которая у нас под руководством Державного нашего Вождя, не преминет, конечно, принять соответственное общегосударственным интересам направление, и по отношению к подданным еврейского исповедания.
Н. Градовский
10 апреля 1891 г.